МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Лаборатория по физике
«Популярная механика»
Кечина Татьяна Александровна,
учитель физики
Г.Красновишерск, 2013г.
Пояснительная записка
Знания по физике и другим естественным наукам необходимы людям не только для объяснения окружающего мира, но и для использования в практической деятельности.
Именно поэтому в курсе физики рассматриваются не только сами явления природы и закономерности, которым они подчиняются, но и многочисленные примеры применения физических знаний в науке, производстве, быту.
Во время учебных занятий ученики выполняют лабораторные работы только те, которые предусмотрены по программе. А знать физику - значит уметь применять усвоенные на уроках сведения о физических явлениях и закономерностях для решения практических проблем.
Физическая лаборатория «Популярная механика» позволяет учащимся 7классов, самостоятельно ставить перед собой проблемы и их решать.
Актуальностьданной лаборатории состоит в том, она открывает новые возможности для углубленного изучения физики.
Направленностьпрограммы – научно – техническая.
Занятия дают знания и умения, позволяющие реализовать практическую деятельность и выработать навыки проведения физического эксперимента. Основой программы является ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию в ходе самостоятельной практической деятельности.
Цель: Формирование устойчивого интереса к физике через умение задавать исследовательский вопрос и давая ему опытные обоснования.
Задачи
• развитие интереса к миру научного эксперимента;
• выявление способностей ребенка для ориентации в направлении технического творчества;
• возбуждение потребности в получении дополнительных знаний для развития творческой личности;
• выработка навыков планирования и конструирования через создание простейших измерительных приборов;
• развитие коммуникативных навыков.
Ожидаемые результаты :
К концу обучения учащиеся должны научиться
• использовать знания об измерительных приборах и единицах измерения в повседневной жизни для продуктивной работы с приборами и техническими устройствами;
• приемам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• планировать и проводить эксперимент, обрабатывать, анализировать и представлять результаты выполненных исследований.
Степень сложности, выбор отдельных форм, темпы прохождения работы в лаборатории могут быть различными.
Программа рассчитана на 10 практических часов. Будет проведено 5 занятий по 2 академических часа.
Занятия проводятся в занимательной и научно-популярной формах. Главная особенность освоения материала - применение лабораторных заданий, поддерживаемые теоретическим материалом.
При организации образовательного процесса используются всё разнообразие методов обучения:
• словесные, наглядные, практические (по источнику знаний)
• объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый (по характеру познавательной деятельности);
На занятиях используются следующие формы:
• лекции-беседы с использованием дидактических материалов и технических средств обучения;
• практические работы.
Для реализации программы подготовлены следующие методические материалы:
• подобран комплект фотографий, презентаций,
• лабораторное оборудование,
• дидактические и раздаточные материалы.
Ожидаемые результаты:
1. Выбраны три основных направления из предложенных тем;
2. Сформирован исследовательский вопрос и выбраны задачи его выполнения.
3. Проведен исследовательский практикум:
4. Выполнены три работы по темам:
Плотность вещества.
Центр тяжести.
Давление жидкости.
5. Оформление полученных результатов.
6. Выступление на школьной конференции проекта.
Количество детей – не ограничено
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность: 45 минут.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название темы. |
Всего часов |
|
|
Введение. |
1 |
|
1. |
Методы изучения природы |
2 |
|
2. |
Язык науки физики |
2 |
|
3. |
Прямые и косвенные измерения |
3 |
|
4. |
Сам себе лаборант |
1 |
|
5. |
Заключительное занятие. |
1 |
|
Всего: |
10 |
Тематическое планирование
№ занятия |
Содержание |
Основные виды деятельности |
Формируемые УУД |
Лабораторное оборудование |
Введение Тема 1. Методы изучения природы |
||||
1/1/1 |
Как человек познает мир? Наблюдения и опыты. |
Наблюдать и описывать физические явления. Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю. Высказывать предположения – гипотезы. |
Смыслообразование, постановка и решение проблемы. |
Тела разной массы |
Тема 2. Язык науки физики |
||||
2/1/2 |
Научные термины. Физические величины и их единицы. |
Представлять результат измерения в разных единицах. |
Знаково-символические действия. |
Термометр, пружинные весы, секундомер |
Старые русские меры длин и весов. |
Использовать старые русские меры для измерений |
Применение методов информационного поиска. |
||
2/1/3 |
Международная система единиц (СИ). Инструменты для измерения длин и расстояний. |
Измерять длины с помощью различных инструментов: линейки, рулетки. |
Целеполагание, планирование. |
Линейка, рулетка, микрометр |
Тема 3.Прямые и косвенные измерения
|
Планирование и выполнение эксперимента. Обработка результатов измерений. Написание отчета. |
Выбирать методы измерений и измерительные приборы. Записывать результаты измерений и вычислений |
Планирование учебного сотрудничества. |
||
3/1/4 |
Измерение объема тела с помощью мензурки. |
Определять объем тела погружением в измерительный цилиндр. Находить способы измерения объема тела, превышающего размеры мерного цилиндра. |
Участие в коллективном решении проблем, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Мензурка, тела разной формы и объема |
Измерение размеров малых тел. |
Измерять размеры малых тел (диаметр проволоки, длину и ширину рисового зерна). |
Линейка, проволока, рис, |
||
3/2/5 |
Измерение массы малых тел. |
Измерять массу малых тел (канцелярской скрепки, капли воды). |
Скрепки, весы, пипетка, стакан |
|
3/3/6 |
Измерение плотности тел. |
Тема 4. Сам себе лаборант |
||||
4/1/7 |
Изготовление самодельных весов. |
Использовать подручные средства для изготовления весов. |
Постановка и решение проблемы, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы. |
Весы, как эталон |
Измерение массы тел с помощью самодельных весов. |
Проверять точность изготовленного оборудования. |
|||
4/2/8 |
Изготовление самодельного мерного цилиндра. |
Использовать подручные средства для изготовления весов. |
Мензурка, как эталон |
|
Измерение объема тела с помощью самодельного мерного цилиндра. |
Проверять точность изготовленного оборудования. |
|||
4/3/9 |
Изготовление фонтана. |
Использовать подручные средства для изготовления весов. |
|
Бутылка,вода,стержень |
Список использованной литературы:
1. «Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения», Том Тит, Москва 2008.
2. «Физические фокусы», В. И. Елькин, 2001, Москва, «Школа-Пресс»
3. «Сборник задач по физике 7-9», В. И. Лукашик, Е. В. Иванова,2008, Москва «Просвещение»
4. Учебник «Физика-7», Перышкин