Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Программа лаборатории "Популярная механика"

Автор: Кечина Татьяна Александровна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

 

 

 

 

 

 

Лаборатория  по  физике

«Популярная механика»

 

 

 

Кечина Татьяна Александровна,

 учитель физики

 

Г.Красновишерск, 2013г.

Пояснительная записка

Знания по физике и другим естественным наукам необходимы людям не только для объяснения окружающего мира, но и для использования в практической деятельности.

Именно поэтому в курсе физики рассматриваются не только сами явления природы и закономерности, которым они подчиняются, но и многочисленные примеры применения физических знаний в науке, производстве, быту.

Во время учебных занятий ученики выполняют лабораторные работы только те, которые предусмотрены по программе. А знать физику - значит уметь применять усвоенные на уроках сведения о физических явлениях и закономерностях для решения практических проблем.

 Физическая лаборатория «Популярная  механика»  позволяет учащимся 7классов, самостоятельно ставить перед собой проблемы и их решать.

Актуальностьданной  лаборатории состоит в том, она открывает новые возможности для углубленного изучения физики.

Направленностьпрограммы – научно – техническая.

Занятия дают знания и умения, позволяющие реализовать  практическую деятельность и выработать навыки проведения физического эксперимента. Основой программы является ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию в ходе самостоятельной практической деятельности.

Цель: Формирование устойчивого интереса к физике через  умение задавать исследовательский вопрос и давая ему опытные обоснования.

Задачи

•         развитие интереса к миру научного эксперимента;

•         выявление способностей ребенка для ориентации в направлении технического творчества;

•         возбуждение потребности в получении дополнительных знаний для развития творческой личности;

•         выработка навыков планирования и конструирования через создание простейших измерительных приборов;

•         развитие коммуникативных навыков.

Ожидаемые результаты :

К концу обучения учащиеся должны научиться

•         использовать знания об измерительных приборах и единицах измерения в повседневной жизни для продуктивной работы с приборами и техническими устройствами;

•         приемам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

•         планировать и проводить эксперимент, обрабатывать, анализировать и представлять результаты выполненных исследований.

Степень сложности, выбор отдельных форм, темпы прохождения работы в лаборатории могут быть различными.

           Программа рассчитана на 10 практических часов. Будет проведено 5 занятий по 2  академических часа.

       Занятия проводятся в занимательной и научно-популярной формах. Главная особенность освоения материала - применение  лабораторных заданий, поддерживаемые теоретическим материалом.

        При организации образовательного процесса используются всё раз­нообразие методов обучения:

• словесные, наглядные, практические (по источнику знаний)

• объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частич­но-поисковый (по характеру познавательной деятельности);

На занятиях используются следующие формы:

• лекции-беседы с использованием дидактиче­ских материалов и технических средств обучения;

• практические работы.

           Для реализации программы подготовлены следующие методические материалы:

• подобран комплект фотографий, презентаций,

• лабораторное оборудование,

• дидактические и раздаточные материалы.

 

Ожидаемые результаты:

1.     Выбраны три основных направления  из предложенных тем;

2.     Сформирован исследовательский вопрос и  выбраны задачи его выполнения.

3.     Проведен исследовательский практикум:

4.     Выполнены  три  работы по темам:

Плотность вещества.

Центр тяжести.

Давление жидкости.

5.     Оформление полученных результатов.

6.     Выступление на школьной конференции проекта.

 

 

Количество детей – не ограничено

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность: 45 минут.

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Название темы.

Всего часов

 
 

 

 Введение.

1

 

1.

 Методы изучения природы

2

 

2.

Язык науки физики

2

 

3.

Прямые и косвенные измерения

3

 

4.

Сам себе лаборант

1

 

5.

Заключительное занятие.

1

 

Всего:

10

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

№ занятия

Содержание

Основные виды деятельности

Формируемые УУД

Лабораторное оборудование

Введение

Тема 1. Методы изучения природы

 

1/1/1

Как человек познает мир? Наблюдения и опыты.

Наблюдать и описывать физические явления. Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю. Высказывать предположения – гипотезы.

Смыслообразование,

постановка и решение проблемы.

Тела разной массы

Тема 2. Язык науки физики

 

2/1/2

Научные термины. Физические величины и их  единицы.

Представлять результат измерения в разных единицах.

Знаково-символические действия.

Термометр, пружинные весы, секундомер

 

Старые русские меры длин и весов.

Использовать старые русские меры для измерений

Применение методов информационного поиска.

 

2/1/3

Международная система единиц (СИ). Инструменты для измерения длин и расстояний.

Измерять длины с помощью различных инструментов: линейки, рулетки.

Целеполагание, планирование.

Линейка, рулетка,  микрометр

Тема 3.Прямые и косвенные измерения

 

 

 

Планирование и выполнение эксперимента. Обработка результатов измерений. Написание отчета.

Выбирать методы измерений и измерительные приборы. Записывать результаты измерений и вычислений

Планирование учебного сотрудничества.

 

3/1/4

Измерение объема тела с помощью мензурки.

Определять объем тела погружением в измерительный цилиндр.  Находить способы измерения объема тела, превышающего размеры мерного цилиндра.

Участие в коллективном решении проблем, выдвижение гипотез и их обоснование.

Мензурка, тела разной формы и объема

 

Измерение размеров малых тел.

Измерять размеры малых тел (диаметр проволоки, длину и ширину рисового зерна).

Линейка, проволока, рис,

3/2/5

Измерение массы малых тел.

Измерять массу малых тел (канцелярской скрепки, капли воды).

Скрепки, весы, пипетка, стакан

3/3/6

Измерение плотности тел.

     

 

Тема 4. Сам себе лаборант

4/1/7

Изготовление самодельных весов.

Использовать подручные средства для изготовления весов.

Постановка и решение проблемы, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы.

Весы, как эталон

 

Измерение массы тел с помощью самодельных весов.

Проверять точность изготовленного оборудования.

 

4/2/8

Изготовление самодельного мерного цилиндра.

Использовать подручные средства для изготовления весов.

Мензурка, как эталон

 

Измерение объема тела с помощью самодельного мерного цилиндра.

Проверять точность изготовленного оборудования.

 

4/3/9

Изготовление фонтана.

Использовать подручные средства для изготовления весов.

 

Бутылка,вода,стержень

Список использованной литературы:

1.     «Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения», Том Тит, Москва 2008.

2.     «Физические фокусы», В. И. Елькин, 2001, Москва, «Школа-Пресс»

3.     «Сборник задач по физике 7-9», В. И. Лукашик, Е. В. Иванова,2008, Москва «Просвещение»

4.     Учебник «Физика-7»,  Перышкин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 2 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика