Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Программа лаборатории "Юный геолог"

Автор: Зорина Елена Ибрагимовна

МУНИЦИПАЛЬННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лаборатория  по географии

«ЮНЫЙ ГЕОЛОГ»

 

Программа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зорина Е.И.,

Учитель географии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       г.Красновишерск, 2013

 

Пояснительная записка

 

             Каждый камень имеет свою тайну, свою загадку. И откуда взялся на свет тот или иной минерал - тоже загадка. Сколько разных горных пород и минералов - столь­ко загадок. Многое из того, что узнают ребята на занятиях, станет для них открытием. А опыты и наблюдения, которые будут проведены на занятиях-лабораториях, помогут сделать им первые шаги в мир науки и это  для ребят начало пути в удивительный,  и полный тайн мир природы.

Степень сложности, выбор отдельных форм, темпы прохождения работы в лаборатории могут быть различными.

           Программа рассчитана на 10 практических часов. Будет проведено 5 занятий по 2  академических часа.

 

Цель работы: Формирование устойчивого интереса к геологии, через  умение задавать исследовательский вопрос.

 

Задачи:

1.     Сформировать у учащихся  умение  задавать исследовательский вопрос;

2.     Ставить  задачи, позволяющие решить поставленные вопросы путем опытов, которые  должны быть поддержаны теоретическими знаниями;

3.     Развитие у учащихся любознательности, творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания.

4.     Углубление знаний учащихся по темам геологического содержания для построения целостной картины окружающего мира.

5.     Развитие у учащихся интереса к вопросам охраны и рационального использования полезных ископаемых Земли (нашей страны и региона).

6.     Воспитание у учащихся чувства коллективизма, творчества и дружбы.

7.     Ознакомление учащихся с элементами организации исследовательской работы.

 

       Занятия проводятся в занимательной и научно-популярной формах. Главная особенность освоения материала - применение  лабораторных заданий, поддерживаемые теоретическим материалом.

        Средствами, обеспечивающими реализации данной программы, яв­ляются  каменный материал, книги, небольшие коллекции, простые химические соединения солей. Основой методики программы служит  лабораторное исследование.

        При организации образовательного процесса используются всё раз­нообразие методов обучения:

• словесные, наглядные, практические (по источнику знаний)

•объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частич­но-поисковый (по характеру познавательной деятельности);

На занятиях используются следующие формы:

• лекции-рассказы, лекции-беседы с использованием дидактиче­ских материалов и технических средств обучения;

• практические работы;

• викторины, игры (подвижные и словесные);

• просмотр учебных видеоматериалов.

           Для реализации программы подготовлены следующие методические материалы:

• учебно-методические пособия:  «Легенды и бы­ли о камнях», «Свойства минералов», «Полезные ископаемые Пермской области»;

• рефераты: «Камни-талисманы», «Морфология минералов и их агрегаты» и др.;

• сформированы коллекции минералов и горных' пород, полезных ископаемых;

• подобран комплект фотографий, видеофильмов.

 

Ожидаемые результаты:

1.     Выбраны три основных направления  из предложенных тем;

2.     Сформирован исследовательский вопрос и  выбраны задачи его выполнения.

3.     Проведен исследовательский практикум:

4.     Выполнены  три  работы по темам:

1)    Как растут кристаллы? (выполнение творческого задания  «Морская пучина») .

2)    Медный купорос – это соль? (медный купорос).

3)    Как определить  натуральность камня? (геммологические исследования янтаря).

5.     Оформление полученных результатов.

6.     Выступление на школьной конференции проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

                                                        Возраст: 6-7 класс

Количество детей – не ограничено

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность: 45 минут.

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Название темы.

Всего часов

 
 

1.

 Введение. Что такое кристаллография?

2

 

2.

Как растут кристаллы? Поваренная соль. Съедобные камни.

2

 

3.

 Медный купорос – это соль? (медный купорос)

2

 

4.

Как определить  натуральность камня? (геммологические исследования янтаря).

2

 

6.

Заключительное занятие

2

 

Всего:

10

 

                                         

Литература для педагога.

1.Малахов Л.А. Сокровища планеты Земля. - М.: Знание, 1968

2.Шутов И.М. Природные богатства Родины. - М., 1969

3.Гаврилов В.П. Чёрное золото планеты. - М, 1990

4.Обручев В.А. Занимательная геология.

5.Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. - М.,1995 '

6. Здорик Т.Б. Камень, рождающий металл - М.,1984

7. Бурковская Т.Г. Этот удивительный песок. -Калининград, 1983

8. Кренделев Ф.П. Легенды и были о камнях - Красноярск 1985

9. Малахов А.А. Новеллы о камне - М., 1960

10.Шаскольская, М. П. Кристаллы. Издательство “Наука”. – М.: 1978. – 208с. 

 

Литература для детей.

1.     Малахов Л.А. Сокровища планеты Земля. - М.: Знание, 1968

2.     Обручев В.А. Занимательная геология.

3.     Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. - М.,1995 '

4.      Здорик Т.Б. Камень, рождающий металл - М.,1984

5.      Кренделев Ф.П. Легенды и были о камнях - Красноярск 1985

6.     Детская энциклопедия. Том 2.- М.: 1990. 

 

 

 

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 3 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика