МУНИЦИПАЛЬННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Лаборатория по географии
«ЮНЫЙ ГЕОЛОГ»
|
Зорина Е.И., Учитель географии |
г.Красновишерск, 2013
Пояснительная записка
Каждый камень имеет свою тайну, свою загадку. И откуда взялся на свет тот или иной минерал - тоже загадка. Сколько разных горных пород и минералов - столько загадок. Многое из того, что узнают ребята на занятиях, станет для них открытием. А опыты и наблюдения, которые будут проведены на занятиях-лабораториях, помогут сделать им первые шаги в мир науки и это для ребят начало пути в удивительный, и полный тайн мир природы.
Степень сложности, выбор отдельных форм, темпы прохождения работы в лаборатории могут быть различными.
Программа рассчитана на 10 практических часов. Будет проведено 5 занятий по 2 академических часа.
Цель работы: Формирование устойчивого интереса к геологии, через умение задавать исследовательский вопрос.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся умение задавать исследовательский вопрос;
2. Ставить задачи, позволяющие решить поставленные вопросы путем опытов, которые должны быть поддержаны теоретическими знаниями;
3. Развитие у учащихся любознательности, творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания.
4. Углубление знаний учащихся по темам геологического содержания для построения целостной картины окружающего мира.
5. Развитие у учащихся интереса к вопросам охраны и рационального использования полезных ископаемых Земли (нашей страны и региона).
6. Воспитание у учащихся чувства коллективизма, творчества и дружбы.
7. Ознакомление учащихся с элементами организации исследовательской работы.
Занятия проводятся в занимательной и научно-популярной формах. Главная особенность освоения материала - применение лабораторных заданий, поддерживаемые теоретическим материалом.
Средствами, обеспечивающими реализации данной программы, являются каменный материал, книги, небольшие коллекции, простые химические соединения солей. Основой методики программы служит лабораторное исследование.
При организации образовательного процесса используются всё разнообразие методов обучения:
• словесные, наглядные, практические (по источнику знаний)
•объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый (по характеру познавательной деятельности);
На занятиях используются следующие формы:
• лекции-рассказы, лекции-беседы с использованием дидактических материалов и технических средств обучения;
• практические работы;
• викторины, игры (подвижные и словесные);
• просмотр учебных видеоматериалов.
Для реализации программы подготовлены следующие методические материалы:
• учебно-методические пособия: «Легенды и были о камнях», «Свойства минералов», «Полезные ископаемые Пермской области»;
• рефераты: «Камни-талисманы», «Морфология минералов и их агрегаты» и др.;
• сформированы коллекции минералов и горных' пород, полезных ископаемых;
• подобран комплект фотографий, видеофильмов.
Ожидаемые результаты:
1. Выбраны три основных направления из предложенных тем;
2. Сформирован исследовательский вопрос и выбраны задачи его выполнения.
3. Проведен исследовательский практикум:
4. Выполнены три работы по темам:
1) Как растут кристаллы? (выполнение творческого задания «Морская пучина») .
2) Медный купорос – это соль? (медный купорос).
3) Как определить натуральность камня? (геммологические исследования янтаря).
5. Оформление полученных результатов.
6. Выступление на школьной конференции проекта.
Программа
Возраст: 6-7 класс
Количество детей – не ограничено
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность: 45 минут.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название темы. |
Всего часов |
|
1. |
Введение. Что такое кристаллография? |
2 |
|
2. |
Как растут кристаллы? Поваренная соль. Съедобные камни. |
2 |
|
3. |
Медный купорос – это соль? (медный купорос) |
2 |
|
4. |
Как определить натуральность камня? (геммологические исследования янтаря). |
2 |
|
6. |
Заключительное занятие |
2 |
|
Всего: |
10 |
Литература для педагога.
1.Малахов Л.А. Сокровища планеты Земля. - М.: Знание, 1968
2.Шутов И.М. Природные богатства Родины. - М., 1969
3.Гаврилов В.П. Чёрное золото планеты. - М, 1990
4.Обручев В.А. Занимательная геология.
5.Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. - М.,1995 '
6. Здорик Т.Б. Камень, рождающий металл - М.,1984
7. Бурковская Т.Г. Этот удивительный песок. -Калининград, 1983
8. Кренделев Ф.П. Легенды и были о камнях - Красноярск 1985
9. Малахов А.А. Новеллы о камне - М., 1960
10.Шаскольская, М. П. Кристаллы. Издательство “Наука”. – М.: 1978. – 208с.
Литература для детей.
1. Малахов Л.А. Сокровища планеты Земля. - М.: Знание, 1968
2. Обручев В.А. Занимательная геология.
3. Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. - М.,1995 '
4. Здорик Т.Б. Камень, рождающий металл - М.,1984
5. Кренделев Ф.П. Легенды и были о камнях - Красноярск 1985
6. Детская энциклопедия. Том 2.- М.: 1990.