Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Программа лаборатории "Юные орнитологи"

Автор: Колбин Василий Анфимович

МУНИЦИПАЛЬННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лаборатория 

«По следам экспедиций»

 

Программа

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

 

                                                                             Колбин В.А.,

                                                                         Сотрудник заповедника

                                                                              «Вишерский»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       г. Красновишерск, 2013

Программа работы объединения юных орнитологов Luscinia

Пояснительная записка

Цели и задачи

 

·         Экологическое воспитание детей через участие в научно-исследовательской работе.

·         Знакомство с природой региона, через изучение местных птиц.

·         Формирование доброго отношения к природе.

·         Обучение работе с научной литературой.

·         Подготовка собственных работ на основе своих наблюдений и работы с литературными источниками.

 

Программа рассчитана на 10 практических часов. Будет проведено 5 занятий по 2  академических часа.

Занятия проводятся в занимательной и научно-популярной формах. Главная особенность освоения материала - применение  лабораторных заданий, поддерживаемые теоретическим материалом.

        При организации образовательного процесса используются всё раз­нообразие методов обучения:

• словесные, наглядные, практические (по источнику знаний)

• объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частич­но-поисковый (по характеру познавательной деятельности);

На занятиях используются следующие формы:

• лекции-беседы с использованием дидактиче­ских материалов и технических средств обучения;

• практические работы.

           Для реализации программы подготовлены следующие методические материалы:

• подобран комплект фотографий, презентаций,

• лабораторное оборудование,

• дидактические и раздаточные материалы.

Ожидаемые результаты:

  1.  Сформирован исследовательский вопрос и  выбраны задачи его выполнения.
  2. Проведен исследовательский практикум в заповеднике «Вишерский».
  3. Оформление полученных результатов.
  4. Выступление на школьной конференции проекта.

Количество детей – не ограничено

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность: 45 минут.

Темы занятий

Зимующие птицы нашего региона.

Зоогеографическая структура авифауны Вишерского Урала.

Семейная жизнь в животном мире. Промискуитет, полигиния, полиандрия, моногамия и партеногенез.

Иерархия и статус в животном мире. Агрессивность внутри вида.

Земельный вопрос в животном мире. Проблема территориальности.

Проблема клептопаразитизма в животном мире.

 

Зимующие птицы нашего региона

1.      Проблема. Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать?

2.      Сколько птиц зимуют в нашем регионе? Формирование списка зимующих птиц.

3.      Какова доля зимующих птиц в общем населении птиц Вишерского Урала? Проведение расчёта и построение соответствующей диаграммы.

 

Зоогеографическая структура авифауны Вишерского Урала

 

1. Уяснение понятия фауны как исторически сложившегося комплекса животного мира. Знакомство с работами Б. К. Штегмана.

2. Как формировалось население птиц Вишерского Урала на протяжении тысячелетий?

3. Представители каких фаун преобладают в населении птиц нашего региона? Построение диаграммы фаун.

 

Семейная жизнь в животном мире.

 

1. Что такое семья у животных? У каких групп животных образуются семьи у каких нет.

2. Семьи у птиц. Промискуитет, полигиния, полиандрия, моногамия.

3. Партеногенез у кавказских ящериц.

 

Иерархия и статус в животном мире. Агрессивность внутри вида

 

1. Проблема иерархии и статуса. Почему животные проявляют агрессивность друг к другу?

2. Иерархия у птиц. Иерархия у млекопитающих. Иерархия в стаях павианов и человекообразных обезьян. Есть ли отличия в жизни стай приматов и объединений людей у племён индейцев Южной Америки или папуасов Новой Гвинеи?

3. Проблема агрессивности в современном мире.

 

Земельный вопрос в животном мире. Проблема территориальности

 

1. Нужна ли земля животным? Что такое территориальность.

2. Территориальность у птиц. Территориальные и не территориальные виды. Почему одни виды охраняют свою землю, другие нет?

3. Когда птицы охраняют свою землю, а когда нет?

4. Легко ли быть хозяином территории?

 

Проблема клептопаразитизма в животном мире

 

1. Что такое клептопаразитизм? У каких видов он распространён.

2. Оляпка на Вишере как жертва клептопаразитизма.

3. Изучение клептопаразитизма среди животных планеты. Обзор мировой научной литературы. Работа с реферативными журналами в научной библиотеке Воронежского университета.

 

Литература

 

Колбин В.А. Граждане звери» // Вокруг света № 6, 2010

Колбин В.А. Самые холодостойкие птицы России // В мире животных № 11. 2010, С. 8–13.

Колбин В.А. Географический обзор населения птиц заповедника «Вишерский» // Особо охраняемые природные территории в жизни региона: материалы межрегион. конф. Пермь, 2011,.С. 75–83.

Колбин В.А. Великая сила первых впечатлений // Наука в фокусе, №11, 2011. С. 88–92. 

Колбин В.А Превратности семейной жизни // Охота и рыбалка XXI век, № 4, 2013. С. 56–62.

Колбин В.А Формирование фаун птиц Палеарктики  // Природа, № 4, 2013, С. 37–41.

Колбин В. А., Семенов В. В. По Вишерскому Уралу. Очерки о животных.2012. 400 с.

Панов Е. Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М.: Наука, 1983. 424 с.

Рябицев В. К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун–та. 2002. 608 с.

Шепель А. И., Зиновьев Е. А., Фишер С. В., Казаков В. П. Животный мир Вишерского края: Позвоночные животные. Пермь, 2004. 208 с.

Штегман Б. К. Основы орнитогеографического деления Палеарктики // Изв. АН СССР. Сер. биол. 1936. № 2–3. С. 523–563.

Штегман Б. К. Основы орнитографического деления Палеарктики. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1938. 156 с.

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 2 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика