Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность формирования коммуникативных УУД через сотрудничество на уроках

Автор: Азанова Людмила Сергеевна, учитель русского языка; Губанова Любовь Ивановна, учитель литературы

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они построены на предметном содержании и призваны носить надпредметный характер. 
    Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.


Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:

• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

      Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества. Временная продолжительность образовательной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками.   

     Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста сильным учеником слабому в паре или практическая работа и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия. Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Виды ситуаций:

Выбор

 

 

Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.

Неопределенность

Неоднозначные решения ввиду недостатка данных

Неожиданность

 

Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.

 

Конфликт

 

Ситуация, рассматривающая противоположности.

 

Несоответствие

 

Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

 

   

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

·                     предъявить противоречивые факты, теории;

·                     обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

·                     использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

 

Условия и средства формирования универсальных учебных действий


     Наряду с учебными ситуациями для развития коммуникативных УУД в основной школе возможно использовать следующий тип задачи - организация и осуществление сотрудничества

Учебное сотрудничество
    На ступени основного общего образования дети активно включаются в совместные занятия. Хотя учебная деятельность по своему характеру остаётся преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг неё (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.) нередко возникает настоящее сотрудничество обучающихся: дети помогают друг другу, осуществляютвзаимоконтроль и т. д. 
    В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. К числу основных составляющих организации совместного действия можно отнести:

• распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

• обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

• взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включённого в деятельность);

• коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

• планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);

• рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности. 

 

Совместная деятельность

     Под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями, а также вербальными и невербальными средствами между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений.

Общей особенностью совместной деятельности является преобразование, перестройка позиции личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и в отношении к собственным взаимодействиям, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и отношений между участниками процесса обучения.

Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.

Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания. 


Цели организации работы в группе:

• создание учебной мотивации;

• пробуждение в учениках познавательного интереса;

• развитие стремления к успеху и одобрению;

• снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

• развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

• формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.

Для организации групповой работы класс делится на группы по 3—6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. Занятия могут проходить в форме соревнования двух команд. Командные соревнования позволяют актуализировать у обучающихся мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности. 


Можно выделить три принципа организации совместной деятельности:

1) принцип индивидуальных вкладов;

2) позиционный принцип, при котором важно столкновение и координация разных позиций членов группы;

3) принцип содержательного распределения действий, при котором за обучающимися закреплены определённые модели действий. 

Группа может быть составлена из обучающегося, имеющего высокий уровень интеллектуального развития, обучающегося с недостаточным уровнем компетенции в изучаемом предмете и обучающегося с низким уровнем познавательной активности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих обучающихся: по сходным интересам, стилям работы, дружеским отношениям и т. п.

Роли обучающихся при работе в группе могут распределяться по-разному:

• все роли заранее распределены учителем;

• роли участников смешаны: для части обучающихся они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;

• участники группы сами выбирают себе роли.

Во время работы обучающихся в группах учитель может занимать следующие позиции — руководителя, «режиссёра» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы.

Частным случаем групповой совместной деятельности обучающихся является работа парами. Эта форма учебной деятельности может быть использована как на этапе предварительной ориентировки, когда школьники выделяют (с помощью учителя или самостоятельно) содержание новых для них знаний, так и на этапе отработки материала и контроля за процессом усвоения.

В качестве вариантов работы парами можно назвать следующие:

1) ученики, сидящие за одной партой, получают одно и то же задание; вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они обмениваются тетрадями, проверяют правильность полученного результата и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены;

2) ученики поочерёдно выполняют общее задание, используя те определённые знания и средства, которые имеются у каждого;

3) обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими учениками. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к авторам заданий за помощью. После завершения выполнения заданий ученики возвращают работы авторам для проверки. Если авторы нашли ошибку, они должны показать её ученикам, обсудить её и попросить исправить. Ученики, в свою очередь, могут также оценить качество предложенных заданий (сложность, оригинальность и т. п.). 
 

 Мы  предлагаем банк  учебных ситуаций на уроках русского языка и литературы. 

 Данные учебные ситуации легко применимы на практике, они толкают, провоцируют  детей на активное действие, создают мотивацию учения, причем не вы-нуждения,

а по-буждения.

 

Русский язык

 

5 класс

IРабота в паре

1. Анализируем, думаем, рисуем.  

1. Выразительно прочитайте текст и придумайте заголовок к нему.

На золотом  осеннем листе с синего неба тихо спустился великий ху­дожник Сентябрь. И теперь каждый день больше и больше на земле   следов  его волшебной кисти. Всё становится новым и неведомо прекрасным.  

Сжатое поле из  серой  пустыни стало вдруг богатырским щитом   

 из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые  опушки   вдруг приподнялись,  засветились   полными солнца  куд­рями. По краю тёмных сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные  фонтаны осин.

                                                                                             (По А. Дитриху)

2. Объясните, почему сжатое поле стало похожим на «богатырский щит». Представьте, как выглядят «фонтаны» осин. Продолжите предложения:

 

А) Сжатое поле похоже на богатырский щит ______________________________________

Б) Осины похожи на разноцветные фонтаны, потому что___________________________

3. Устно объясните, как вы понимаете первое предложение, а затем попробуйте письменно  продолжить описание творений «художника Сентября».

4. Нарисуйте картину. Используйте для  изображения  «фонтанов осин» или «богатырского щита»  инструменты художника.

5. Проведите в классе конкурс или организуйте выставку работ художников Сентября.

 

II Работа в группе

1.Анализируем, думаем, рисуем.

1. Вспомните   удивительное предложение, о котором говорится в упр. №  282 учебника.  Можно ли понять, какие части речи и члены предложения  использует Л.В. Щерба? Объясните, почему мы это понимаем?

 

              Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

____________________________________________________________________________
2. Проведите эксперимент: отбросьте  окончания. Сможем ли мы в этом случае узнать части речи? Сформулируйте вывод.

_____________________________________________________________________________
3Определите,  есть ли в предложении однокоренные слова? Запишите их, указав морфемы.

_____________________________________________________________________________4. Укажитекак  образуется слово бокрёнокКакой оттенок значения добавляет          -ёнок-?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Попробуйте нарисовать бокра и бокрёнка.

 

6. Образуйте  имена существительные со значением:

– детёныш животного;
– житель какого-либо населённого пункта;
– человек по роду деятельности

 от следующих корней:

-ресн- _____________________________________________________________________________
-борл-

_____________________________________________________________________________
-омкр-

_____________________________________________________________________________

7. Попробуйте образовать другие части речи на «глоком» языке и придумать с ними предложения.

            III Работа в группе

 

1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфемы, в которых они находятся.

2. Выразительно прочитайте стихотворение  и озаглавьте его.

    

Ёж ф_нарик не включил                                      

Из л_сной гн_лушки

И на ёлку наск_чил

Ночью на опушке.

- Изв_ни! – промолвил ёж,

Еле сдерживая дрожь.

- Изв_ни и ты, сосед, -

Ёлка скрипнула в ответ.

- Как твои иголки? –

Ёж спр_сил у ёлки.

- Все ц_лы. А как твой нос?

- Целый! – ёжик произнёс.

Ёж и ёлка при ночной

Встреч_ на опушк_

Не ск_зали ни  одной

Колкости друг дружке.

                                    (В. Орлов)

 

 3. Что это: прямая речь или диалог?___________________________________

Прочитайте стихотворение по ролям, стараясь передать при чтении особенности речи персонажей.

4. Найдите и подчеркните обращение.

5. Обозначьте ласкательные суффиксы. 

6. Создайте иллюстрацию к этому весёлому диалогу.

 

 

 

IV Работа в группе

 

 

«Интеллект – карта»

Задание: Составить в группе интеллект – карту по разделу учебника «Морфология». Провести экскурсию по стране «Морфология»

 

V Работа в группе

 

Познакомьтесь с заданиями к упражнению, спланируйте совместную работу в группе, выполните намеченную работу, обобщите её и обсудите полученный результат.

1. Прочитайте сказку и определите, какую лингвистическую информацию она содержит.

                Жила-была принцесса, которая не хотела учиться, потому что была влюблена в прекрасного принца. Однажды король заглянул в её дневник и пришёл в ужас: семь двоек за незнание 11 глаголов-исключений. Король запер принцессу на семь замков.

А прекрасный принц в отчаянии написал принцессе записку и послал её с почтовым голубем. Принцесса читала записку и плакала. Она выучила её наизусть! И произошло чудо: в один солнечный день выяснилось, что все глаголы-исключения она знает на «пять с плюсом»! И, оказывается, помог ей прекрасный принц!

                                                 Записка принца

Мне от вас зависеть – радость.

Мной вы можете вертеть.

Видеть, слышать вас – награда!

Всё готов от вас терпеть!

Мукой было б вас обидеть!

Всё бы мне на вас смотреть!

Гнать меня иль ненавидеть –

Ваше право. Буду впредь

Я в руках себя держать:

Рядом с вами не дышать.

                                                                               (Е. Ефимовский)

2. Придумайте и запишите задания к данному тексту.

3. Обменяйтесь тетрадями с одноклассником и выполните три задания, составленные им.

4. Проведите проверку выполненных работ и оцените ваши работы по следующим критериям:

   1) задания, составленные товарищем, разнообразны и интересны (1-5 баллов);

    2) задания, составленные вами, выполнены верно (1-5 баллов).

Поставьте отметку на оценочной шкале.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 VI Работа в группе

 

 Познакомьтесь с заданиями к упражнению, спланируйте совместную работу в группе, выполните намеченную работу, обобщите её и обсудите полученный результат.

  1. Произнесите Ь  и  Ъ. Объясните, почему не получается их произнести? Для чего употребляем на письме эти буквы? Запишите все свои выводы и предположения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте текст рубрики «Теоретические сведения» на стр. 88 учебника. Нарисуйте опорный конспект  на тему: «Правописание слов с  Ь и Ъ»

 

  1. Представьте себе, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как в русском языке, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где  нужно поставить «Ь».

 

Мелестная девеж_ притясла комейный боромож_. Мусый морош_ увертал чулейную велоч_. Дымбатая лесиш_ мадела палисый приж_.

 

  1. Обозначьте морфемы, которые помогли вам выполнить это шуточное задание.

 

Работаем в группе.

1.       Выполните данное упражнение в паре. Выберите любой отрывок текста (8-10 строк) из упражнений: № №……. Запишите выбранный вами отрывок,  с пропусками знаков препинания и пропусками в «ошибкоопасных» местах.

2.       Текст пишите разборчиво и аккуратно. Возможны два варианта оформления задания:

                     Г_ризонт        г…ризонт

3. Обменяйтесь тетрадями,   выполните задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Проверьте и оцените ваши работы. Для этого используйте следующие критерии оценивания: без ошибок – «5»;  1-2 ошибки – «4»; 3-4 ошибки – «3»; 5 и более ошибок – «2».

 

6 класс

IРабота в паре

 

Исправляем ошибки

Упражнения «Исправляем ошибки» позволят учащимся совершенствовать навыки редактирования сочинения, исправлять нарушения логики изложения материала, находить и исправлять речевые и грамматические ошибки. При обнаружении логических и речевых ошибок учащиеся учатся использовать условные значки для их обозначения. Это позволит  в дальнейшем формировать у учащихся неформальное отношение к проверенным  учителем письменным работам и указанным в них пометам. С помощью таких упражнений у учащихся развивается внимание и формируется бережное отношение к слову.

             1Отредактируйте фрагменты сочинений учащихся.

Отредактируйте фрагменты  сочинений учащихся по картине В.М. Васнецова

« Три царевны подземного царства» (упр. № 175). Обратите внимание на указание типа ошибок.  

          

1)      В.М. Васнецов влюблён в фольклор и очень любил создавать картины по мотивам сказок.

______________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Неоправданный повтор

однокоренных слов.

                                                                                                      

2)      Художник использует контрастные цвета.

Используются все оттенки жёлтого и синего.

______________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Неоправданный лексический  повтор.

3) Главная и основная тема живописного полотна – сказочная красота подземных богатств. Удивительные наряды каждой царевны нас удивляют и зачаровывают.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Лишние слова, неоправданный повтор однокоренных слов.

4) Это произведение замечательного русского художника

написано в 1879 году. На данном  полотне живописец   поместил   иллюстрацию к  народной сказке.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Штампы

5) Картина В.М. Васнецова помогает почувствовать     

мрак подземного царства.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Неточное употребление слова.

 

 II Работа в группе

 

                               

Найдите и исправьте ошибки, указав на полях, какие правила 

(нормы) нарушены.

1. Исправьте ошибки в ударении.

         /                /        /           /                /                 /                /

 алфавит, понял, столяр, звонит, включит, значимый, километр

             

2. Найдите и исправьте ошибки в определении  лексического

значения слова.

1)      невежда- грубиян                           ___________________________________________

2)      жюри – человек, который присуждает награду ________________________________

3)      изморозь – очень мелкий дождь _____________________________________________

4)      брошюра – небольшая книга ________________________________________________

5)      диалог – разговор между двумя или несколькими лицами
_________________________________________________________________________

                                                                                                                                                             

3. Найдите и исправьте ошибки в морфемном разборе слов:

растоплю, завтрак, герой, геройский,

опасный, свисток.

4. Найдите и исправьте грамматические ошибки.

1)      Моя фамилия, два рельса, булка с повидлой, нет шампуня;

_________________________________________________________________________

2)      повары, шофёры, офицеры, инженеры;

_________________________________________________________________________

3)      учителя, торты, докторы, договоры.

_________________________________________________________________________

 

5. Исправьте ошибки, допущенные в этих выражениях:

 

1) Возвращаться со школы

 

2) Вперёд меня

 

3) Вы слазите на остановке?

 

4) Обратно идёт дождь.

 

5) Местов нет.

 

6) Кто крайний?

 

7) Оплатите за проезд.

 

6. Определите, какое задание оказалось наиболее сложным. Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

III    Работа в группе

Игра «Ручеек»

 

6 классе после изучения темы «Правописание не- с существительными)

 

Ход игры

 1. Группы получают конверты с разрезным дидактическим материалом

 

(не)ряха

(не)успех

(не)урожай

(не)друг

(не)взгода

(не)удача

(не)приязнь

(не)везение

(не)вежда

(не)вежа

(не)вежда

(не)достаток

 

2. Решение осуществляется по «вертушке» (без комментариев):

 

·                                                                Первый ученик достает из конверта карточку и определяет,                  употребляется ли существительное без не.

 Нет         записывает на доске правильный ответ.

 

 Да            передает карточку следующему и т. д. по «вертушке».

·                                                               Второй ученик достает карточку с заданием, принимает соответствующее решение и т. д.

Так каждый проходит все этапы работы над орфограммой.

  

3. Определяется команда-победитель, т. е. та, которая первой справится с заданием и  не допустит ошибок.  

Таким образом, за небольшой отрезок времени (5-7 мин.) проводится проверка сформированности орфографического навыка у всех учащихся, отрабатывается умение быстро решать поставленные задачи, а так как победа команды зависит от  каждого ее члена, то это способствует развитию таких важных качеств, как ответственность и взаимопомощь.

 IV Работа в группе

 

При изучении темы «Не с прилагательными»  работу организую следующим образом:

1.                  Учащимся предлагается самостоятельно (в группах) познакомиться и разобраться в новом материале. При этом четко распределяются роли и задачи каждого.

2.                  Работа в группах.

·                       1-й член команды выполняет роль диктора (он медленно и с выражением читает правила и теоретический материал по учебнику).

·                       2-ой - художника (он должен на основе слухового восприятия нарисовать схему-сигнал, т.е. графически отобразить правило по принципу: ключевые слова-понятия - грамматические признаки-примеры. Таким образом, схема приобретает законченную наглядную графическую форму зачитанного теоретического материала.

·                       Остальные  - слушатели-наблюдатели.

(Так ученики в наглядной форме устанавливают связи и зависимости. Причем их задача не ограничивается этим, они должны сформулировать соответствующее правило и привести собственные примеры.)

 

3.      Проверка работы в группах. На этом этапе представители от команд демонстрируют свои варианты схем-сигналов, они обсуждаются, отмечаются наиболее удачные.

      V Работа в группе

 

1.Познакомьтесь с заданиями к упражнению, спланируйте совместную работу в группе (в паре), выполните намеченную работу, обобщите её и обсудите полученный результат.

2.    Для работы в группах распределите три задания   (А, Б, В). После выполнения заданий к текстам расскажите одноклассникам  о своих результатах.

      А  

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

2. Прочитайте текст. Определите его тему и главную мысль. Озаглавьте текст.

                       ______________________________________________

      Стр_на в которой мы живём официально называет(?)ся

(Р, р)оссийской Федерацией но мы её им_нуем по-разному. Отечеством мы з_вём Россию потому что в ней ж_ли наши отцы  деды и прадеды. Родиной потому что   (с, з)десь мы р_дились (з, с)десь г_ворят р_дным языком всё (з, с)десь для нас родное. А ещё мы называем Россию матерью – она вск_рмила нас своим хлебом всп_ила своими водами… Она как мать защищает и бережёт нас от несчастий и бед.

     Много на свете есть х_роших  стран но одна у человека мат

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 5 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика