Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Программа краткосрочного курса по выбору для 5-6 классов "Создание ребусов"

Автор: Колосова Вероника Юрьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №16

С углублённым изучением отдельных предметов»

Программа краткосрочного курса

«Создание ребусов»

 

 

Автор курса:

учитель математики

МБОУ «СОШ №16»

Колосова Вероника Юрьевна

 

г.Лысьва,2011г.


Пояснительная записка

Вид курса: краткосрочный курс.

Возраст: 11-12 лет.

Объем программы:8 часов.

Данный курс рассчитан на учеников  5 классов, т.к. именно в это возрасте они очень любознательны,  интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других. Ребусы очень полезны для развития мышления учащихся.  Разгадывание ребусов развивает  у них сообразительность и логику. Самостоятельное составление ребусов развивает у ребенка интеллект, пробуждает творчество и фантазию. Учащиеся познакомятся на курсах с правилами составления ребусов, а затем им будет предложено самим составить ребусы.

Основная цель: развивать у  учеников фантазию, смекалку, учить  логически и образно мыслить.

 Задачи:

·        научиться разгадывать  и составлять ребусы,

·        создать буклет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса.

 

Тема

Кол-во часов

1

Что такое ребус? Разгадай ребус.

2

2

Составление ребусов по теме «Математические понятия»

4

3

Рисование ребусов

Создание буклета с ребусами  

2

 

На первом  этапе учитель знакомит учащихся с понятием «ребус», что оно означает, происхождение.  Далее учащиеся разбиваются на группы по желанию, каждой группе предлагается набор ребусов. Перед каждой группой учеников ставиться задача – разгадать ребусы и самим вывести правила, по которым они составляются. С помощью презентации учитель обобщает те правила, которые вывели учащиеся.

На втором этапе учащимся предлагается набор математических понятий, для которых нужно составить ребус, например: трапеция, параллелограмм, дробь, циркуль и т. д. Учитель выступает в роли консультанта. Значение незнакомых слов учащимся предлагается найти в словарях. На этом  этапе прорабатываются базовые математические понятия.

На третьем этапе группам учащихся предлагается выбрать тему, по которой они будут составлять ребусы и оформлять их в электронном или  в бумажном варианте.

На последнем занятии  каждая группа представляет свой продукт и кратко знакомит с основными понятиями.

Учебно-дидактическое  и материально-техническое обеспечение продукта.

1.      Распечатки ребусов.

2.      Распечатки картинок  к ребусам.

3.      Проектор.

 

 

 

 


 

Приложение

     Ребус - загадка, в которой разгадываемые слова изображены в виде комбинации рисунков с буквами и другими знаками.
     Слово "ребус" латинского происхождения (лат. rebus, при помощи вещей, "Non verbis sed rebus" - "Не словами, а при помощи вещей"). Зародился ребус во Франции в XV веке, а первый печатный сборник ребусов был издан во Франции в 1582 году, составлен он был Этьеном Табуро.

Правила разгадывания ребусов.

     1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже.
     2. Довольно часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не один, а два или больше названий, или может иметь одно общее и одно конкретное значение, например, «авто» и «машина», «цветок» и «растение» и т.п. Выбирать необходимо подходящее по логике. Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет собой одну из главных трудностей при разгадывании ребусов.
     3. Довольно часто название какого-нибудь предмета нельзя использовать полностью, необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или несколько букв. В таких случаях используется условный знак – запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия необходимо отбросить первую букву (слева от рисунка запятую часто изображают перевернутой в верхнем углу), если справа от рисунка – тогда последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т.д.
     Например, нарисовано «стрекоза»,  а необходимо читать только «коза», изображен «графин», необходимо читать только «граф»:

Пример 1

     4. Если предметы или буквы изображены один в другом, то их названия читаются с прибавлением союза «в». Например, «в-а-за»:

Пример 2

     5. Если какая-то буква состоит из другой буквы (много раз повторенной), то читают с прибавлением союза «с». Например, «с-о-с-на»:

Пример 3

     6. Если за какой-то буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать необходимо с прибавлением союза «за». Например, «за-м-ок»:

Пример 4

     7. Если одна фигура или буква изображена под другой, то читать необходимо с прибавлением слов «на», «над», «под». Например, «на-пи-ток» или «над-е-ж-да»:

Пример 5

     8. Если по какой-нибудь букве написана другая, то читают с прибавлением предлога «по». Например, «по-р-т»:

Пример 6

     9. Если одна буква лежит возле другой, присоединена к ней, то читают с прибавлением предлога «у». Например, «л-у-к» или «с-у-д»:

Пример 7

     10. Если в ребусе встречается изображение предмета, перевернутое вверх ногами, то название его обычно необходимо читать с конца.
     11. Если изображено предмет, а возле него (или на нём) написана, а потом зачеркнута буква, то это означает, что эту букву необходимо исключить из слова, зашифрованного рисунком. Если же над зачеркнутой буквой находится другая, то это означает, что необходимо ею заменить зачеркнутую. Тоже самое делают, когда между двумя буквами стоит знак равенства или переходные стрелочки. Зачеркнутые (заменяемые) буквы обычно используют для исключения (замены) их из середины слова. Например,  была «груша», а стала «крупа», или был «доктор»,  а стал «диктор»:

Пример 8

     12. Если зачеркнутая буква(ы) стоит как независимая фигура, то ее необходимо читать с прибавлением частицы «не». Например, «не-р-в»:

Пример 9

     13. Если рядом с рисунком (или над ним, или под ним) стоят цифры, то это означает, что буквы зашифрованного изображением слова читаются в том порядке, который указан цифрами. Также они указывают на то, все ли буквы слова необходимо читать, или нет. Зачеркнутые (отсутсвующие) цифры указывают на отсутствие определенных букв. Например, «табуретка» превращается в «букет», а «бутылка» на «булка»:

Пример 10

     14. Если рисунки «двигаются» один от другого или один к другому, то необходимо использовать предлоги «к» или «от». Если же какую-то фигуру в ребусе изображают, которая как бы бежит, лежит, летит, сидит и т.п., то к названию этой фигуры необходимо добавить соответсвующий глагол в настоящем времени (бежит, лежит, летит, сидит и т.д.).
     15. Довольно часто в ребусах отдельные буквосочетания:  «до», «ре», «ми», «фа», «ля», «си» изображают  соответствующими нотами. Например, «до-м»:

Пример 11


 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 7 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика