Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Программа краткосрочного курса по выбору для 5-6 классов """

Автор: Распопова Ираида Алексеевна

1.      Пояснительная записка

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями  эффективнее происходит в контексте исследовательской деятельности , которая ведет к формированию  умения учиться, т.е.  предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности:  1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

В программе решение данной проблемы осуществляется на базе литературного краеведческого материала, содержание которого дополняет и расширяет  программу по литературе для 5 класса ,  решая задачу развития познавательного интереса к предмету, формирования чувства любви  к малой родине. Данная программа рассчитана на 8 часов и предполагает организацию группы учащихся в составе 8-12 человек по желанию.

Цель программы:

-развивать познавательный интерес к литературе путем  расширения  и обогащения знаний учащихся о  литературе  родного края;

- развить практические навыки исследовательской работы с литературно-краеведческим материалом.

Задачи:

-  познакомить учащихся с литературным процессом в Прикамье, вписывая его в литературный процесс России, раскрыть своеобразие литературы Прикамья;

-  строить преподавание на активных формах работы: исследовательских заданиях, проектной деятельности и пр.;

-  развивать регулятивные( организация своей деятельности),  общеучебные  ( самостоятельное выделение и формирование познавательной цели и выбор эффективных способов ее достижения); логические ( анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения), коммуникативные  универсальные учебные действия.

Отбор содержания учебного материала основывается на дополнении к разделам основной программы по литературе по устному народному творчеству:   народная сказка разных типов, фольклор малых форм ( загадки, скороговорки, детский фольклор, пословицы и поговорки) и структурируется по двум основным темам: сказки и фольклор малых форм.

Преподавании курса основывается на следующих принципах

- гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность;

- научность, обеспечение целостности представления учащихся о  мире;

- ориентация на практическую составляющую;

- деятельностный подход;

- личностная ориентация содержания образования.

В результате прохождения курса  оценивается количество и качество выполненных учащимися работ по анализу произведений фольклора, их активность, инициатива, умение работать в команде.

 

2. Содержание образования

 

Тема занятия

Вид деятельности

Результат

История фольклора народов Прикамья

Рассказ учителя

Беседа с учащимися

-формирование интереса к курсу;

-закрепление знаний теории литературы о фольклоре;

- определение личностно-значимых целей каждым учащимся

Сказки о животных

Групповая работа по выявлению художественных особенностей сказок

- организация работы группы;

- определение цели и плана деятельности;

- выбор эффективных способов решения проблемы;

- анализ объектов;

- контроль и оценка процесса

 

Бытовые сказки

Групповая работа по выявлению художественных особенностей сказок

- организация работы группы;

- определение цели и плана деятельности;

- выбор эффективных способов решения проблемы;

- анализ объектов;

- контроль и оценка процесса

Волшебные сказки

Индивидуальная работапо выявлению художественных особенностей сказок

- организация своей деятельности;

- самостоятельное планирование деятельности,

 прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;

- умение строить высказывание

Детский фольклор

Групповая работа по классификации произведений детского фольклора

- организация работы группы;

- анализ объектов с целью выявления признаков;

- структурирование знаний;

- выбор оснований и критериев для классификации

Загадки. Скороговорки.

Групповая работа по способам создания загадок и скороговорок

- организация работы в группе;

- анализ объектов с целью выявления признаков;

- установление причинно-следственных связей

Итоговое занятие

Индивидуальное предоставление собственного продукта ( сказки, загадки, произведения детского фольклора»

- умение строить высказывание и выражать свои мысли;

- построение логической цепи рассуждений;

- умение организовать собственную деятельность

-

 

 

3.Результаты обучения. Критерии оценивания результатов

             В результате изучения курса учащиеся имели возможность

В области предмета:

Узнать:

- произведения фольклора родного края;

- жанровые  и художественные особенности изученных произведений

Уметь

- анализировать и оценивать произведение как художественное целое;

- давать устный и письменный развёрнутый (аргументированный) ответ о произведении.

         В сфере формирования универсальных учебных действий:

Результат

Критерии

- организации своей деятельности;

Выполнение задания в группе, индивидуально, творческого итогового задания

анализ объектов с целью выявления признаков

активность

- умение работать в группе;

интерес

- построение логической цепи рассуждения

Разработка продукта деятельности

-  оценка продукта деятельности

Оценивание работ учащихся группы

 

4. Учебно-дидактическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. «Родное Прикамье». Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5 – 6 классов, Пермь, «Книжный мир», 2003 год (10 штук).

2. Мультимедийное оборудование.

3. Литература, использованная при подготовке:

            1. Красноперов Д.А. Литературное краеведение

            2. Иванова С.И. Изучение литературы Прикамья.(Из опыта работы по литературному краеведению)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 11 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика