С 2011 года в школах Российской федерации началось внедрение ФГОС начального общего образования, с 2015 года планируется переход на новые стандарты основной школы.
Целью образования становится общекультурное, личностно познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Наиболее проблемным в реализации новых стандартов является, на наш взгляд, формирование универсальных познавательных действий (действий, обеспечивающих владение детьми способами работы с информацией, логическими операциями, умением ставить и решать проблемы), поскольку долгие годы приоритетом в образовании было формирование предметных знаний, умений и навыков. На данном этапе формирования УУД знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
В настоящее время наблюдается неподготовленность педагогов к системному формированию познавательных УУД, не обеспечивается принцип преемственности между начальной и основной школой, отсутствует необходимая связь урочной и внеурочной деятельности как целостной образовательной системы.
Понимание этих противоречий и сложности реализации ФГОС определяет актуальность данной программы, результатом которой должно стать системное обеспечение формирования познавательных УУД (смысловое чтение) учащихся 5 классов и получение новых образовательных результатов