Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Модель (Программа) инновационной деятельности школы. Тема "Продуктивные задания как средство формирования и развития ИКТ-компетентности в учебной и внеурочной деятельности обучающихся 5-го класса

Автор: Творческая группа (Треногина Т.В., Кулпина Т.А., Карманова Е.Н., Швецова Р.В., Спиридонова В.Г.)

                                         Программа

инновационной деятельности апробационной площадки по теме:

 

«Продуктивные задания как средство формирования и развития  ИКТ-компетентности

в учебной и внеурочной деятельности

обучающихся 5-го класса»

 

 

МБОУ «Осинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя РФ В.П. Брюхова»

 

2012-2014 гг.

 

 

 

Пояснительная записка

Аннотация апробационной деятельности

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования оценка результата обучения должна быть ориентирована на  сформированность у обучающихся умения учиться, применять полученные знания на практике. Это значит, обучающийся должен уметь самостоятельно ориентироваться в нестандартных  ситуациях, уметь самостоятельно приобретать новые знания, преобразовывать их, получать их из любых источников, в том числе  благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО акцент инновационной деятельности апробационной площадки делается на метапредметные результаты обучения. Одной из приоритетных метапредметных компетенций обучающихся, является информационно-коммуникационная компетентность:  способность взаимодействия и сотрудничества с другими людьми, свободное владение средствами  информационных и коммуникационных технологий.В данном случае речь идет о развитии у обучающихся способности использовать информационные и коммуникационные технологии, ресурсы для доступа к информации, ее поиска, определения (идентификации), организации, обработки, оценки, создания–продуцирования, передачи–распространения, а также развитии у школьниковоснов информационной безопасности, умения безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий  и сети Интернет.

Актуальность выбранной темы

Тема инновационной деятельности апробационной площадки в нашей школе выбрана в связи с выявленной проблемой – недостаточным уровнем сформированности у обучающихся 5-х классов ИКТ-компетенций, что затрудняет успешное освоение образовательной программы, их социализацию, адаптацию  в современном информационном пространстве. Надо добавить, что отсутствие системного подхода в обучении информатики младших школьников и отсутствие системы  оценивания  ИКТ-компетентности - также убеждает нас в том, что   выбор темы работы площадки актуален, востребован педагогическим сообществом. Согласно  теме инновационной деятельности в рамках апробационной площадки предметом её деятельности являются  продуктивные задания по развитию базовой и повышенной ИКТ-компетентности в учебной и внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов.

Основная идея площадки заключается в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий. Таким образом, объектом инновационной деятельности является учебная и внеурочная деятельность учащихся.

В силу этого возникает объективная необходимость внести существенные изменения  в образовательный процесс с целью формирования, развития и оценивания информационных компетенций обучающихся.

Цельюинновационной деятельности площадки является разработка продуктивных заданий, направленных на развитие ИКТ-компетентности обучающихся. Успешной реализации цели способствует решение следующих задач:

1.Сформировать нормативно-правовую базу деятельности апробационной площадки (АП).

2.Провести педагогический совет по рассмотрению и утверждению программы деятельности АП.

3.Определить ресурсы, обеспечивающие реализацию целей и задач АП: кадровые, информационные, материально-технические.

4.Принять участие в стартовых и обучающих семинарах школ – краевых апробационных площадок в ресурсном центре - ГБУ ДПО «ИРО ПК» .

5.Внести изменения в учебный план 5-го класса, включив в его вариативную часть  в 1 полугодии 2012-2013 учебного года практический курс «Введение в информатику» (17 часов).

6.Разработать критерии продуктивных заданий

7.Начать разработку и апробацию  продуктивных  заданий с использованием ИКТ в 5 классе учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, классным руководителем.

8.Разработать критерии оценивания ИКТ-умений обучающихся. 9.Способствовать формированию и развитию ИКТ-компетенций обучающихся не только средствами урочной, но и внеурочной деятельности  обучающихся  через участие в  конкурсах, проектах,   НОУ, олимпиадах с применением ИКТ.

Считаем, что свободное владение обучающимися информационно-компьютерными технологиями, сформированность их ИКТ-компетентности будут способствовать успешной адаптации обучающихся в информационном пространстве, станут важным фактором  формирования универсальных учебных действий и метапредметных компетенций обучающихся.

Масштаб апробации

Кадровое и ученическое обеспечение деятельности площадки

На основании Приказа за № 104 от 23.05.2012 г. «О создании рабочей группы апробационной площадки по введению ФГОС ООО» директором школы Треногиной Т.В. членами рабочей группы краевой площадки  назначены педагоги:  Треногина Т.В., Карманова Е.Н.,  Кулпина Т.А., Швецова Р.В., Спиридонова В.Г.

Ф.И.О. педагога-апробатора

Должность

Пед.стаж

Квалифи-кационная категория

Статус

Роль в площадке

1

Треногина Татьяна Васильевна

Директор школы

34

Высшая

Почетный работник общего  образования

Руководитель

2

Карманова Елена Николаевна

Заместитель директора  по УР

25

2

Почетный работник общего  образования

Куратор

3

Кулпина Тамара Александровна

Учитель немецкого языка

Заместитель директора по ВР

17

Высшая

Почетный работник общего  образования

Координатор

4

Швецова Руфина Васильевна

Зам. по ИКТ

Учитель информатики

5

2

-

Руководитель практического курса «Введение в информатику»

5

Спиридонова Вероника Геннадьевна

Учитель физики

21

2

Призер региональной олимпиады учителей физики «ПРОФИ-КРАЙ»

Эксперт (диагностика, мониторинги)

В реализации программы инновационной деятельности площадки участвуют 6 педагогов и 29 учащихся (5 «а» класс). Апробация осуществляется на уроках немецкого языка, истории, географии, математики и реализации курса «Введение в информатику» у в5-м классе

На  подготовительном  этапепланируются  следующие действия:

- определение предмета, цели, задачи, ожидаемых результатов деятельности АП;

- анализ  ситуации, определение ресурсов, условий  школы;

- разработка  и утверждение нормативно-правовой базы деятельности АП;

- разработка и утверждение программы инновационной деятельности АП;

- проведение стартовой  диагностики в соответствии с целями  АП;

В основной этапвходят мероприятия:

1.     Оснащение учебной аудитории-кабинета № 10 (именно здесь занимаются обучающиеся 5 класса, участвующие в инновационном процессе) современными средствами обучения: автоматизированное рабочее место учителя, использование ресурсов мобильного компьютерного класса, электронные программные материалы, интернет.

2.     Разработка модели  развития ИКТ-компетентности обучающихся средствами школьных дисциплин (программа площадки).

3.     Разработка  и реализация программы курса «Введение в информатику» в 5 классе в первом полугодии 2012-2013 учебного года учителем информатики.

4.     Проведение цикла теоретических и практических (обучающих) семинаров с учителями-предметниками по теме площадки.

5.      Определение эффективности используемого учителями УМК, оптимально направленного на формирование, развитие и совершенствование ИКТ-компетентности обучающихся.

6.      Разработка критериев оценки  сформированности ИКТ-компетентности обучающихся.

7.     Разработка критериев  оценки продуктивных заданий, формирующих ИКТ-компетентность  обучающихся.

8.     Разработка и апробация продуктивных заданий учителями-предметниками в 5 классе.

9.     Организация открытых уроков, мастер-классов с использованием продуктивных заданий, формирующих ИКТ-компетентность  обучающихся.

10.                       Внеурочная деятельность (НОУ, проекты, профильный лагерь, предметные кружки, школьная практическая конференция «Находки. Творчество. Поиск»)

11.                         Мониторинг сформированности ИКТ-компетенций обучающихся (промежуточный, итоговый) по результатам апробированного курса «Введение в информатику» в 5 классе.

12.                       Мониторинг эффективности использования продуктивных заданий.

13.                        Корректировка деятельности апробационной площадки.

14.                         Создание электронного банка сценариев уроков, внеклассных мероприятий, информационных стендов, брошюр по теме площадки, а также оформление дидактических материалов для обучающихся (продуктивные задания) и диагностических материалов для учителя (критерии сформированности ИКТ-компетентности, примеры диагностических заданий для проведения диагностических процедур на материале некоторых предметов).

На заключительном этапепредполагается сделать следующее:

1.Организовать системное использование  продуктивных заданий, способстующих развитию метапредметных компетенций: ИКТ-компетенций  в образовательном процессе.

2. Проанализировать результаты деятельности апробационной  площадки.

3. Обработать, описать полученные результаты.

4.Презентовать инновационный  опыт: школьный сайт, мастер-классы, педагогические конференции, методический сервис для других образовательных организаций.

5. Внедрить накопленный опыт в общую практику педагогов.

Ожидаемые результаты апробационной деятельности

Результатом деятельности площадки будет сформированность ИКТ-компетентности обучающихся. К важнейшим информационным компетенциям учащихся нашей школы мы относим следующее:

1)    компетенции в сфере первоначального информационного поиска:

·        определение информации(умение выделять ключевые слова для информационного поиска)

·        доступ к информации (умение самостоятельно собирать и извлекать информацию в информационном поле)

2)    технологические компетенции:

·        управление информацией(умение организовать поиск в сети Интернет с применением различных поисковых механизмов)

·        способность переводить информацию из одной формы представления в другую

·        умение работать с пакетом прикладных программ Microsoft Office

     - предметно-аналитические компетенции:

·        интегрирование информации (умение интерпретировать и представлять информацию, выделять в тексте главное, анализировать, обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, систематизировать информацию)

·        оценивание информации (умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации)

3)    операционно-деятельностные компетенции:

·        создание информации (умение подготовить реферат, проект, презентацию)

·        умение составлять тезисы выступления

·        способность использовать различные средства наглядности при выступлении

4)    коммуникативные компетенции:

·        передача информации (способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ)

·        умение  представлять собственный информационный продукт

·        умение работать с любым партнёром (учитель, другой учащийся)

·        умение отстаивать собственную точку зрения

Таким образом,  результатом процесса инновационной деятельности нашей площадки должно стать появление у обучающихся  способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с ин­формацией. Они должны научиться находить необходимые данные, органи­зовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также про­дуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями и особенностями восприятия аудитории. При такой системно-деятельностной работе, основанной на освоении личностных действий, регулятивных, познавательных и коммуникативных УД формируются:

·        поиск, избирательность и фиксация информации;

·        уважение к информации других людей и общение с ними в цифровой среде;

·        основы правовой культуры в области использования информации;

·        оценка условий и результатов действий, выполняемых в информационной среде.

Это  должно обеспечить учащимся возможность:

- успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение  образовательных услуг с использовани­ем Интернет)

- определять этапы своего развития

- успешно жить и трудиться в информационном обществе

Ожидаемые продукты инновационной деятельности АП

Приказ Министерства образования Пермского края  №235 «Об утверждении списков образовательных учреждений – апробационных площадок ПК по подготовке к введению ФГОС ООО» 

Приказ Управления образования №251 «Об утверждении статуса апробационной площадки»

Приказ директора школы №104 «О создании рабочей группы апробационной площадки по введению ФГО ООО»

Положение об инновационной деятельности

Учебный план

Программа деятельности АП

План реализации программы АП на 2 года

Программа курса «Введение в информатику»

Критерии оценки сформированности уровня ИКТ-компетентности  обучающихся

Перечень базовых информационных компетенций обучающихся

Диагностические карты оценивания уровня сформированности ИКТ-компетенций обучающихся

Задания для практической работы курса «Введение в информатику»

План проведения открытых уроков, мастер-классов, семинаров, педсоветов по теме АП

Информационное сопровождение о деятельности АП (электронный банк информации на стенды)

Критерии по разработке продуктивных заданий

Электронный банк продуктивных заданий

Анализ проведенных диагностик определения уровня сформированности ИКТ-компетентности обучающихся (стартовая, промежуточная, итоговая)

План-график курсов повышения квалификации учителей по реализации ФГОС ООО

 

Механизм взаимодействия с родителями и

социальным окружением школы

üродительские собрания

üанкетирование родителей

üсайт школы

üэлектронная почта

üмастер-класс для родителей по работе с информационными технологиями

üродительская конференция

Ограничения и риски:

- низкая скорость сети Интернет

- разный уровень владения ИКТ обучающимися  и педагогами

-низкая активность и заинтересованность педагогов в решении проблемы формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся

- низкая мотивация  родителей в осуществлении данного проекта

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 2 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика