Программа деятельности апробационной площадки
ФГОС ООО Пермского края
МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»
Пермский край, Ильинский район, с. Ивановское, ул. Аликина - 8
тел.83427697163, ivschool.@rambler.ru
2. Авторы программы:
3.Тема апробационной деятельности площадки.
«Формирование ответственности у школьников в образовательном процессе ».
4. Обоснование актуальности выбранной темы.
Тема актуальна в связи с подготовкой к введению ФГОС на основной ступени общего образования.
Содержание программы направлено:
- на формирование ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, самостоятельности, толерантности;
- на формирование успешной социализации в обществе.
Организация проектной деятельности учащихся основной школы, как механизма взятия и удержания ответственности в реализации дела. Работа апробационной площадки будет осуществляться в рамках образовательной деятельности школы. Условием формирования ответственности у учащихся послужит программа воспитательной системы. Совместная деятельность учащихся, учителей, психолога, социального педагога и поддержка родителей будет направлена на формирование ответственного отношения к выполняемым проектам. Разработка и применение диагностических методик, позволяющих выявить уровни ответственности и мотивов учащихся в учебных занятиях, к общественным поручениям, в трудовых делах, проектной и исследовательской деятельности.
6. Масштаб апробации
В апробацию вовлечены обучающиеся 5-х и 6-х классов, родители учащихся, педагоги-предметники и классные руководители, работающие в данных классах, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования Центра «Мозаика», школьный музей «Росинка». Программа рассчитана на 2013-16 год.
7. Ожидаемые результаты апробационной деятельности:
1) Планирование и оценивание личностных результатов учащихся в рамках ФГОС по гражданскому становлению.
2) Организация воспитательной деятельности по формированию у учащихся школы ответственности в привычных и повторяющихся условиях через проектную деятельность.
3) Повышение ответственности через участие в коллективных творческих делах и социальных проектах, общение в новых форматах социума.
4) Повышение квалификации педагогов в сфере освоения ФГОС и гражданского образования.
8. Система оценивания ожидаемых результатов
Ожидаемый результат |
Способы, механизмы предъявления и оценивания ожидаемых результатов |
Планирование и оценивание личностных результатов учащихся. |
Разработка и апробация программ внеурочной деятельности, направленных на формирование ответственности в соответствии с требованиями ФГОС, диагностических карт. |
Разработка социальных инициатив для учащихся школы. |
Способность контролировать свои действия по взятию и удержанию ответственности в реализации проектов: -организовать проектную деятельность - создавать ситуацию успеха в учебной и трудовой деятельности, - формировать социальные ценности здорового образа жизни, - проводить деловые игры и КТД по инициативе учащихся, - находить объекты для экологической и волонтерской помощи.
|
|
|
Повышение квалификации педагогов в сфере освоения ФГОС и гражданского образования.
|
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов, участвующих в эксперименте, транслирование опыта работы по формированию ответственности учащихся (методические рекомендации, сборник диагностик, сценарии внеклассных мероприятий и КТД, проекты), |
9. Перечень ожидаемых продуктов апробационной деятельности:
- нормативные:разработка положения об апробационной площадке, локальные акты, функционал педагогов и классных руководителей, договоры о совместной деятельности и др.;
- методические: коррекция воспитательной системы школы, программы внеурочной деятельности, тесты, сценарии мероприятий и КТД, проекты.
- диагностические:материалы для учащихся, участвующих в апробации;
материалы для педагогов, предназначенные для оценки
уровня ответственности и мотивации учащихся.
- диагностические материалы для самооценки ответственности учащихся
- диагностические материалы для родителей.
10. Описание механизмов взаимодействия с родителями и социальным окружением школы при выстраивании программы апробационной деятельности.
- презентация программы АП на общешкольном родительском собрании
- презентация промежуточных результатов апробационной деятельности в рамках Дня открытых дверей
- организация Круглого стола по проблемам апробации с приглашением специалистов ДО
- участие в проектах, направленных на взаимодействие с социумом ( ФАП, сельский ДК, Совет ветеранов, Администрация поселения, Центр занятости, Центр социальной защиты).
11. Научно- методическое сопровождение апробационной деятельности школы:
12. Аннотация апробационной деятельности.
Апробационная площадка работает над темой «Формирование ответственности у школьников в учебно-воспитательном процессе».
Предметом апробации является организация проектной деятельности учащихся основной школы, как механизма взятия и удержания ответственности в реализации дела.
В данную деятельность вовлечены учащиеся 5-х и 6-х классов, родители учащихся, педагоги-предметники и классные руководители, работающие в данных классах, социальный педагог, педагог-психолог, школьный музей «Росинка», творческая группа педагогов, отвечающая за организацию апробационной деятельности, социальные партнеры. Результатом апробационной деятельности должна стать разработка программ внеурочной деятельности. Система определения ответственности:
-механизма оценивания ответственности учащихся в проектной деятельности
-мотивация выбора проектов
-удержание ответственности на протяжении выполнения проекта
Будут разработаны диагностические материалы для учащихся, их родителей и педагогов. В школе будет осуществляться рейтинг социальных инициатив и проектов учащихся. Для педагогов будут проведены методическая конференция, круглые столы.
Программа апробационной деятельности на 2012-2015 уч. год.
Этапы реализации программы |
Основные действия |
Ожидаемые результаты |
Продукты |
Подготовительный этап |
Создание рабочей группы для разработки программы АП
|
Создана рабочая группа для разработки программы АП
|
Приказ о создании рабочей группы
|
Разработка программы АП. Создание нормативной базы для работы в режиме АП |
Разработаны: программа АП, нормативная база (положение, локальные акты, функционал педагогов и классных руководителей, договоры о совместной деятельности) |
Программа АП, нормативная база -положение о работе АП -локальные акты. - функционал педагогов и классных руководителей. - договоры о совместной деятельности |
|
Методическое сопровождение АП. Создание ТГ «Проектная деятельность в воспитательной работе»
|
Создание общего информационного пространства школы Работа ТГ по плану Организация проектной деятельности и внеклассных мероприятий, трудовых дел, конкурсов по инициативе учащихся |
План кл. руководителей в соответствии с деятельностью АП Коррекция воспитательной системы школы, направленная на осуществление проектной деятельности учащихся. Формирование у них коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных УУД |
|
Разработка диагностических материалов для учащихся, их родителей и педагогов, участвующих в апробации |
Разработаны диагностические материалы для учащихся и педагогов, участвующих в апробации с целью выявления уровня сформированности ответственности у учащихся школы. |
-анкеты для учащихся, учителей и родителей. -диагностические материалы -карты наблюдений и обследований. |
|
Ознакомление родителей с программой АП на общешкольном родительском собрании |
Родители -участники реализации программы АП |
Презентация программы АП Аналитическая справка |
|
2013 – 2014 учебный год Основной этап |
Использование диагностических материалов для определения уровня сформированности ответственности учащихся
Первичная диагностика учащихся
|
Опыт проведения диагностики.
Анализ результата первичной диагностики |
Карты с результатами первичной диагностики
Аналитическая справка и сравнительные диаграммы |
Подбор и описание технологий для формирования ответственности учащихся
|
Описание приоритетных технологий для формирования ответственности учащихся |
Создание дидактического кейса классного руководителя. |
|
Разработка социальных инициатив и проектов для учащихся школы.
Проведение деловой игры «Выбор лидеров» |
Способность контролировать свои действия и создавать ситуацию успеха; в учебной деятельности, трудовой, в формировании социальных ценностей и здорового образа жизни, КТД различной направленности, экологической и волонтерской помощи. Выявление уровня ответственности учащихся
|
Портфолио ученика,
Рейтинг социальных инициатив и проектов учащихся.
Формирование активной инициативной группы учащихся школы
|
|
Профилактика асоциальных проявлений среди учащихся |
Формирование социальных ценностей здорового образа жизни: поиск и применение информации; проявление волевых усилий к достижению результатов. Контроль и поддержка со стороны родителей. |
Акция, флэшмоб, статьи в СМИ, Мониторинг активности детей и родителей в реализации пилотного проекта «Школьный спортивный сертификат» и спортивных состязаниях различного уровня.
|
|
Промежуточная диагностика |
Проведение и анализ результатов промежуточной диагностики с целью выявления ответственности и правового самосознания, инициативы, самостоятельности.
Коррекция программы АП |
Аналитическая справка, карты с результатами промежуточной диагностики Дополнения и изменения в программу АП |
|
2014-2015 учебный год |
Работа школы в режиме функционирования программы «Формирование ответственности у школьников в образвательном процессе».
|
Методическая конференция; круглые столы для педагогов и родителей |
Методические пособия , рекомендации. |