Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Методическая разработка

Автор: Дёмина Галина Ивановна, учитель физики

Методическая разработка

Развивающие (продуктивные) задания в курсе физики 8 класса

 

 

Цель методической разработки: трансляция системы продуктивных заданий по физике как эффективного средства развития у обучающихся самостоятельности мышления,  формирования понимания возможности качественных изменений собственного результата.

Задачи:

1.     Представить   систему продуктивных  заданий, позволяющих эффективно достигать как предметных, так и метапредметных результатов при изучении предмета.

2.     Указать на влияние  познавательного интереса обучающегося на  качество результата обучения.

3.     Определить перспективы использования заданий данного типа в других условиях образовательной практики.

Предназначена для школьных учителей общеобразовательных дисциплин, рекомендуется для использования при проведении уроков и внеклассных занятий по предмету «Физика».

Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей. В настоящее время образованность осознается обществом как владение техниками работы с информацией, развитие навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.

Традиционный репродуктивный подход не предполагает целенаправленного развития у обучающихся самостоятельности мышления и понимания возможности качественных изменений собственного результата, не уделяет достаточного внимания работе с метапредметными понятиями и универсальными способами деятельности. Традиционные дидактические материалы, использующиеся в учебном процессе, в большинстве своем являются репродуктивными.Многие из этих заданий можно выполнить по алгоритму или образцу, без понимания сути производимых действий.

Для повышения эффективности обучения крайне важной задачей является повышение учебной мотивации и развитие познавательного интереса. Именно устойчивый интерес – наиболее действенный мотив учения.Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания. Анализ дидактической литературы показал, что разработок, позволяющих развивать интерес, крайне мало. Кроме того, они рассчитаны на школьников того времени, когда выпускались эти книги. Нельзя не учитывать, что интересы современных школьников во многом изменились. Следовательно, необходимо разрабатывать средства, которые активизировали бы мыслительные процессы учащихся и делали бы процесс познания более привлекательным.

Я считаю, что для обучения в 8–11 классах оптимальной является модульная (крупноблочная) технология, с которой идеально интегрируется объективированная (многобалльная) система оценивания. Но для реализации этой технологии учителю необходимо решить сложнейшую задачу – разработать принципиально иное дидактическое обеспечение, отличное от традиционного. Его основу должны составлять задания развивающего характера.

В данной разработке предлагается описание некоторых заданий по физике, апробированных в работе с учащимися 8 класса. Особенностью многих заданий является использование игровых форм. Игра в образовании – явление не новое. Но в массовом педагогическом сознании она воспринимается как нечто дополнительное, неосновное. Однако опыт системного использования игровых форм показывает, что это средство обладает мощным развивающим и мотивационным потенциалом. Учащиеся активно и с интересом выполняют такие задания. Преимущество такого рода заданий в том, что для их выполнения необходимо думать.Это задания, которые неоткуда списать и для их выполнения недостаточно заученных знаний и отработанных алгоритмов.  Они содержат в себе возможность нахождения решения, опираясь не только на выученные знания, а на умение логически мыслить, рассуждать. Для выполнения таких заданий недостаточно знать только предметный материал. Выполнение и анализ таких заданий способствует формированию понимания предметного материала и целостных представлений о природных объектах и процессах.

Ответов на вопросы такого задания в готовом виде в учебнике нет, поэтому учитель не тратит усилия на предотвращения списывания. Задания, представленные учащимся в таком виде, интересны им. Они позволяют обеспечивать интеллектуальное развитие учащихся, повышение познавательного интереса, формирование многих универсальных учебных действий.

Применять эти задания можно для отработки и контроля знаний,  как по конкретным темам, так и при обобщении материала.

Полная версия по ссылке  https://yadi.sk/i/EOUqAZvjj7ufmw

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 4 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика