Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Отчет на 2014 год

Процесс формирования метапредметных результатов средствами метапредметных категорий в клубе «Гринвич»

для учащихся 5-7 классов в условиях перехода на ФГОС ООО

 (отчет о функционировании краевой апробационной площадки)

Мир, в котором мы живем, сложен и многообразен, но, в то же время,  целостен, поэтому зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких учебных заведениях. Причиной, на наш взгляд, является то, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. С введением новых ФГОС есть надежда, что ситуация кардинально изменится, поскольку в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Становится ясно, что в рамках имеющихся предметных форм обучения получить качественный результат, соответствующий новым стандартам во всей своей полноте, невозможно,  поэтому в 2011 – 2012 учебном году мы и решили разработать и внедрить в практику  работы школы проект «Работа с метапредметными категориями  при реализации ФГОС ООО».

«Мета» – означает «стоящее за».Метапредметы — это предметы, отличные от предметов традиционного цикла, поэтому мы, реализуя проект, создали новую учебную форму и соответствующую ей  модель.

Новизна

Во-первых, обычно учащийся, работая с материалом литературы, математики, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на занятие по работе с метапредметными категориями, ученик не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную универсальную категорию. Он как бы заново открывает эти понятия.  И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же формой  . 

Во-вторых,  школьники  осваивают  определенные способы деятельности и понимают, что через  их освоение можно выходить на любые школьные  предметы, т. е. начинает видеть межпредметные связи, но не по типу ассоциативного наталкивания материала, а за счет того, что осваиваются универсальные учебные умения.

В-третьих, в быстро меняющемся мире очень важно уметь работать с информацией, выделяя главное и второстепенное, реализация данного проекта позволяет сформировать у школьников это  универсальное действие.

В-четвертых,в процессе реализации проекта организовывается погружение всех учителей, работающих в пятых классах в тематику занятий учащихся (взаимообучение педагогов -  это одна из современных форм повышения квалификации, поэтому для учителей, которые погружены в проект, открывается   возможность и стимул к саморазвитию).

Основная идея

Разработать и провести систему занятий по работе с метапредметными категориями для учащихся 5-7 классов и реализовать их через краткосрочные курсы во внеурочной деятельности (клуб путешественников Гринвич), а полученный результат перенести в урочный процесс.

«Мета» указывает на более высокий уровень интеграции, обобщения, универсальности. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.  Метапредметность не может быть оторвана от предметности.

Существует две формы метапредметов

1. Связка между предметами

2. Отдельные учебные курсы (Знание, Знак, Проблема, Задача и др.)

При разработке нашего проекта мы придерживались первой формы, т. е. осуществление связи между учебными дисциплинами посредствам метапредметных категорий («фундаментальных образовательных объектов»). Фундаментальные образовательные объекты   – ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия. Это универсальные узловые точки основных образовательных областей.

Их примеры


×                     Определение и понятие.

×                     Рисунок и схема.

×                     Знание и информация.

×                     Цель и задача.

×                     Роль и позиция.

×                     Модель и способ.

×                     Содержание и форма.

×                     Знание и незнание.

×                     Порядок и хаос.

×                     Изменение и развитие.

×                     Простое и сложное.


 Мы использовали категории, которые, на наш взгляд, необходимы пятиклассникам в обучении, адекватны возрастным возможностям учащихся, объединив их в блоки.

×                     Определение и понятие.

×                     Знание и информация.

×                     Рисунок и кластер.

×                     Таблица и график.

×                     Задача.

В рамках блока — «Определение и понятие» —  у школьников  формируется способность работать с понятиями, овладевать конструктом, который лежит в основе любого понятия.

В рамках другого блока «Знание и информация»  школьники учатся различным способам работы с информацией, «черпать» знания из текста, правильно задавать вопросы и т. д.

В рамках блоков «Рисунок и кластер», «Таблица и график» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что хотят сделать, учатся преобразовывать информацию. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.

В 2012-2013 году нами был введен новый блок – «Задача». В блоке «Задача»школьники учатся выходить из проблемной ситуации  с явно заданной целью, которую необходимо достичь, осваивают технологию перевода проблем в задачи.

Схема реализации каждого блока

1.   Реализация краткосрочного курса во внеурочное время

2. Погружение педагогов в тему блока, презентация полученного опыта, подведение итогов каждого блока, выявление проблем, возникших в ходе реализации 

3.   Применение на уроках отработанной формы

4.   Сдача разработок метапредметных занятий в школьный банк 

 Отслеживание промежуточных результатов 

Школьники ведут журнал достижений («судовой журнал»), где фиксируется динамика  достижений каждого,  учителя готовят выступления-отчеты о ходе реализации блоков. Выявляются проблемы и намечаются пути их решения.  

 Перенос результата внеурочной деятельности на урок  

 Ожидаемый результат

Учебно-педагогический эффект

Умение видеть учащимися межпредметность знания, т.е. возможность применять  универсальную форму (метапредметную категорию) на разных учебных предметах; преобразовывать информацию. 

Увеличение эффективности учебной деятельностидетей, повышение интереса к обучению.

Повышение уровня развития УУД учащихся: мышления,  коммуникации, анализа, сопоставление, рефлексии   и т.д.

 Методический эффект

Развитие мышления нового типа и профессионализма самого педагога.

Включение в предметное преподавание работу с метапредметными категориями позволит преобразовать сами учебные предметы и педагогический стиль.

 Создание школьного банка разработок метапредметных занятий.

Первые итоги и перспективы развития

   Проект реализуется два учебных года, участниками проекта стали 10 педагогов школы, работающих в 5-7 классах, и 100 учащихся. За это время создан школьный банк метапредметных заданий, повысился интерес школьников к обучению и осознание, что все школьные предметы связаны. Уникальным опытом, кроме того, можно считать и то, что учителя, реализуя  блоки, не ограничиваются «узкопредметной» тематикой,  а подбирают материал, который личностно значим для ребенка. Создаются ситуации, когда учащиеся самостоятельно выстраивают свою образовательную траекторию согласно собственным интересам и запросам, а не заключены в жесткие рамки, созданные учителями. В 2013-2014 учебном году мы разработали диагностические материалы, позволяющие более точно оценивать уровень достижения метапредметных результатов обучения школьников, что является очень актуальным в свете внедрения новых ФГОС ООО.

 

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 5 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика