Процесс формирования метапредметных результатов средствами метапредметных категорий в клубе «Гринвич»
для учащихся 5-7 классов в условиях перехода на ФГОС ООО
(отчет о функционировании краевой апробационной площадки)
Мир, в котором мы живем, сложен и многообразен, но, в то же время, целостен, поэтому зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких учебных заведениях. Причиной, на наш взгляд, является то, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. С введением новых ФГОС есть надежда, что ситуация кардинально изменится, поскольку в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Становится ясно, что в рамках имеющихся предметных форм обучения получить качественный результат, соответствующий новым стандартам во всей своей полноте, невозможно, поэтому в 2011 – 2012 учебном году мы и решили разработать и внедрить в практику работы школы проект «Работа с метапредметными категориями при реализации ФГОС ООО».
«Мета» – означает «стоящее за».Метапредметы — это предметы, отличные от предметов традиционного цикла, поэтому мы, реализуя проект, создали новую учебную форму и соответствующую ей модель.
Новизна
Во-первых, обычно учащийся, работая с материалом литературы, математики, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на занятие по работе с метапредметными категориями, ученик не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную универсальную категорию. Он как бы заново открывает эти понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же формой .
Во-вторых, школьники осваивают определенные способы деятельности и понимают, что через их освоение можно выходить на любые школьные предметы, т. е. начинает видеть межпредметные связи, но не по типу ассоциативного наталкивания материала, а за счет того, что осваиваются универсальные учебные умения.
В-третьих, в быстро меняющемся мире очень важно уметь работать с информацией, выделяя главное и второстепенное, реализация данного проекта позволяет сформировать у школьников это универсальное действие.
В-четвертых,в процессе реализации проекта организовывается погружение всех учителей, работающих в пятых классах в тематику занятий учащихся (взаимообучение педагогов - это одна из современных форм повышения квалификации, поэтому для учителей, которые погружены в проект, открывается возможность и стимул к саморазвитию).
Основная идея
Разработать и провести систему занятий по работе с метапредметными категориями для учащихся 5-7 классов и реализовать их через краткосрочные курсы во внеурочной деятельности (клуб путешественников Гринвич), а полученный результат перенести в урочный процесс.
«Мета» указывает на более высокий уровень интеграции, обобщения, универсальности. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.
Существует две формы метапредметов
1. Связка между предметами
2. Отдельные учебные курсы (Знание, Знак, Проблема, Задача и др.)
При разработке нашего проекта мы придерживались первой формы, т. е. осуществление связи между учебными дисциплинами посредствам метапредметных категорий («фундаментальных образовательных объектов»). Фундаментальные образовательные объекты – ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия. Это универсальные узловые точки основных образовательных областей.
Их примеры
× Определение и понятие.
× Рисунок и схема.
× Знание и информация.
× Цель и задача.
× Роль и позиция.
× Модель и способ.
× Содержание и форма.
× Знание и незнание.
× Порядок и хаос.
× Изменение и развитие.
× Простое и сложное.
Мы использовали категории, которые, на наш взгляд, необходимы пятиклассникам в обучении, адекватны возрастным возможностям учащихся, объединив их в блоки.
× Определение и понятие.
× Знание и информация.
× Рисунок и кластер.
× Таблица и график.
× Задача.
В рамках блока — «Определение и понятие» — у школьников формируется способность работать с понятиями, овладевать конструктом, который лежит в основе любого понятия.
В рамках другого блока «Знание и информация» школьники учатся различным способам работы с информацией, «черпать» знания из текста, правильно задавать вопросы и т. д.
В рамках блоков «Рисунок и кластер», «Таблица и график» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что хотят сделать, учатся преобразовывать информацию. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.
В 2012-2013 году нами был введен новый блок – «Задача». В блоке «Задача»школьники учатся выходить из проблемной ситуации с явно заданной целью, которую необходимо достичь, осваивают технологию перевода проблем в задачи.
Схема реализации каждого блока
1. Реализация краткосрочного курса во внеурочное время
2. Погружение педагогов в тему блока, презентация полученного опыта, подведение итогов каждого блока, выявление проблем, возникших в ходе реализации
3. Применение на уроках отработанной формы
4. Сдача разработок метапредметных занятий в школьный банк
Отслеживание промежуточных результатов
Школьники ведут журнал достижений («судовой журнал»), где фиксируется динамика достижений каждого, учителя готовят выступления-отчеты о ходе реализации блоков. Выявляются проблемы и намечаются пути их решения.
Перенос результата внеурочной деятельности на урок
Ожидаемый результат
Учебно-педагогический эффект
Умение видеть учащимися межпредметность знания, т.е. возможность применять универсальную форму (метапредметную категорию) на разных учебных предметах; преобразовывать информацию.
Увеличение эффективности учебной деятельностидетей, повышение интереса к обучению.
Повышение уровня развития УУД учащихся: мышления, коммуникации, анализа, сопоставление, рефлексии и т.д.
Методический эффект
Развитие мышления нового типа и профессионализма самого педагога.
Включение в предметное преподавание работу с метапредметными категориями позволит преобразовать сами учебные предметы и педагогический стиль.
Создание школьного банка разработок метапредметных занятий.
Первые итоги и перспективы развития
Проект реализуется два учебных года, участниками проекта стали 10 педагогов школы, работающих в 5-7 классах, и 100 учащихся. За это время создан школьный банк метапредметных заданий, повысился интерес школьников к обучению и осознание, что все школьные предметы связаны. Уникальным опытом, кроме того, можно считать и то, что учителя, реализуя блоки, не ограничиваются «узкопредметной» тематикой, а подбирают материал, который личностно значим для ребенка. Создаются ситуации, когда учащиеся самостоятельно выстраивают свою образовательную траекторию согласно собственным интересам и запросам, а не заключены в жесткие рамки, созданные учителями. В 2013-2014 учебном году мы разработали диагностические материалы, позволяющие более точно оценивать уровень достижения метапредметных результатов обучения школьников, что является очень актуальным в свете внедрения новых ФГОС ООО.