Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Мастер-класс "Если завтра выступать..."

Автор: Ложкина Л.В.

Мастер-класс «Если завтра выступать…»

(Подготовка к публичному выступлению)

был разработан как составляющая краткосрочного курса «Основы деловой коммуникации. Использование Интернет ресурсов в деловом общении» (в рамках реализации апробационной площадки «Коммуникативные УУД: основы деловой коммуникации»)

 

Автор:

Ложкина Лариса Валентиновна,

учитель информатики языка МАОУ «СОШ №3» г. Краснокамска

 

Цель:.формирования и развития навыков публичного выступления у обучающихся 7-8 классов

 

Задачи:освоение обучающимися 7-8 классов отдельных приемов публичного выступления.

 

Целевая аудитория:обучающиеся 7-8 классов.

 

Техническое обеспечение:мультимедийный проектор (программа MicrosoftPowerPointPresentation), презентация, раздаточный материал (буклеты)

 

Актуальность:

 

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. В рамках деловой коммуникации важную роль навыки публичного выступления.  

 

Форма работы:групповая работа


 

План мастер-класса

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Еще Наполеон говорил, что “Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает”.

Умения и навыки публичного выступления - важная часть деловой коммуникации.

 

Каждый из нас хоть раз за время работы имел опыт публичного выступления. Учителя находятся в выигрышном положении - они могут практиковаться в устной речи каждый день :)

 

Каким же должно быть идеальное выступление?

 

/варианты ответов из зала?/

 

[Совершенно верно] Успешное публичное выступление складывается из умения подготовить речь и хорошо ее преподнести (умение свободно держаться перед публикой, владеть голосом и мимикой).

 

Каждый оратор в процессе подготовки своего выступления должен ответить на 8 главных вопросов:

ЧТО говорить?

КАК говорить?

КТО говорит?

КОМУ говорит?

ЗАЧЕМ говорить?

ГДЕ говорит?

КОГДА говорит?
СКОЛЬКО говорит?

 

Сегодня мы подробнее остановимся на коммуникативном аспекте сообщения, а именно на том “КАК ГОВОРИТЬ?”. Отвечая на данный вопрос, мы должны понимать насколько четкая у нас речь, выразительные жесты и мимика, как построены фразы, хватает ли нам дыхания их говорить, ставим мы паузы там где надо, и конечно как воспринимается наш темп речи.

 

  • речь
  • мимика
  • жесты
  • фразы
  • дыхание
  • паузы
  • темпоритм

 

Любой путь начинается с отправной точки. Поэтому перед началом работы просим вас оценить некоторые аспекты: владение дыханием, дикцией, голосом, жестами.

 

Подобную самодиагностику выполняют наши учащиеся перед началом освоения краткосрочного курса по основам деловой коммуникации в рамках проекта.  (“Образовательный проект в сети Интернет как механизм формирования умений в области межкультурной деловой коммуникации”)

 

  1. Дикция

 

Упражнение “кью-икс”

 

Цель данного упражнения – освободить горло, передав основную работу губам и диафрагме.

В результате меньше утомляются голосовые связки; лучше работают мышцы рта.


2. Дыхание

Речь неразрывно связана с дыханием. Именно цикл “вдох- выдох” ограничивает длительность фразы. Выдох кончился - фраза прервалась. Новый вдох и следующий цикл дает новую порцию смысла.

 

Умению контролировать свое дыхание можно и нужно учиться.

 

Упражнение “Дом,который построил Джек”

Правила:

1.    Читайте каждый куплет на ОДНОМ ВЫДОХЕ. Перед каждым новым куплетом делайте новый ВДОХ. Нельзя делать вдох внутри куплета.

2. По мере приближения к финалу каждого куплета, повышайте громкость голоса до умеренно громкого звука.

 

Почувствовали ли вы разницу при чтении первого и последнего отрывков?

 

Цель упражнения– увеличить “длину” и силу выдоха – возможность произнесения большого отрезка речи без необходимости пополнения запаса воздуха в легких. Постановка дыхания.

В результате:

- тренируются мышцы, участвующие в дыхании

- выдох становится равномерным и долгим, распределяется на нужное количество текста

3. Крокодил

а)[Разделить присутствующих на пары]:

Повернитесь к своему соседу/соседке - выполним упражнение в парах.

В вашем буклете найдите облако из слов и выберите 1 слово. Ваша задача -  не называя слово вслух, показать его с помощью мимики и жестов соседу/соседке так, чтобы тот смог его угадать.

Время выполнения 1 минута

 

б) Теперь объединитесь в группы по 4-6 человек, т.е. 2 - 3 пары вместе.

Загадайте еще по 1 слову.

Время выполнения 1 минута

 

в) У кого получилось?

А теперь мы предлагаем показать слово для всей аудитории, так чтобы все сидящие здесь его угадали

[пригласить 1 человека]

 

Целью данного  упражнения было показать, как важны и красноречивы могут быть жесты. В группах разного размера жесты будут разными: от мелких в маленьких группах до широких в большой группе.

При работе с детьми это группа постепенно увеличивается, и в итоге участники пробуют работать с большой аудиторией: например, с целым залом.

[Предлагаем 1 участнику показать слово всей аудитории]

 

Игра направлена на:

  • развитие собственных жестов и мимики.
  • понимание невербалики других,
  • формирование навыка фиксации невербальных проявлений окружающих и их интерпретации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня мы постарались показать простые приемы и упражнения, которые помогут вам в дальнейшем удачно публично выступать, провести самооценивание и самокоррекцию.

 

Пусть ваши выступления успешными, будут яркими и запоминающимися. И не забывайте, что в любом из них есть место для юмора.

 

/ видеоролик /

 

Спасибо за внимание!

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 6 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика