Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Программа профессионально-коммуникативной пробы «Спасатель»

Автор: Бойко С.В., Гуляева Л.В.

Программа профессионально-коммуникативной пробы «Спасатель»

 

Руководители ПКП:

Бойко С.В., учитель биологии

Гуляева Л.В., социальный педагог

 

Организация профессионально-коммуникативных проб является оптимальным способом организации профессионального самоопределения.

Цель ПКП: создание условий, ориентированных на приобретение обучающимися социального, общекультурного опыта и межпрофессиональных коммуникативных навыков в профессиях пожарный и спасатель.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

·                   ознакомление обучающихся с профессиями пожарный, полицейский, сотрудник ГО ЧС;

·                   развитие у обучающихся профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения;

·                   приобретение опыта коммуникативного взаимодействия в данных профессиях;

·                   подготовка к выбору профессии и поступлению в профессиональные учебные учреждения.

Содержание и организационные условия.

Участие в проведении ПКП «Спасатель» осуществляется на  добровольной основе и выполняется в составе группы. ПКП проводится в МАОУ «СОШ № 3» и на базе социальных партнеров (ПЧ № 11, отдел полиции Краснокамского района и ГО ЧС). Продолжительность ПКП - от 5 до 10 дней путём чередования теоретических и практических занятий на базе социальных партнеров.

Организация ПКП предполагает последовательное прохождение трёх этапов:

1 этап  - подготовительный: руководитель практики готовит презентационное мероприятие, разъясняет правила прохождения ПКП «Спасатель».  Данный этап предполагает входную диагностику, направленную на выявление ожиданий обучающихся от участия в ПКП (приложение 1.1).

Руководители ПКП совместно с социальными партнерами  организуют экскурсии для обучающихся в пожарную часть, отдел полиции и штаб ГО ЧС города Краснокамска (далее именуемые «Службы спасения»), с целью знакомства с особенностями данных профессий.

Обучающийся, после выбора ПКП, начинает вести рефлексивный дневник.

2 этап - прохождение ПКП «Спасатель». На данном этапе руководитель профессионально-коммуникативной пробы (учитель) и эксперт (социальный партнер) разрабатывают и предлагают участникам пробы различные задания, отличающиеся по уровню сложности.

Обучающимся предлагается серия игр, имитирующих разные ЧС (вызов служб спасения, работу диспетчера службы спасения, встречу пожарных или сотрудников ГОЧС).

На протяжении всей практики учащейся имеет возможность обратиться за консультацией к тьютору для решения возникших затруднений.

3 этап  - рефлексия. Обучающийся совместно с тьютором или руководителем практики проводит анализ записей в рефлексивном дневнике. В ходе беседы определяется успешность (или не успешность) прохождения пробы.

В случае успешного завершения пробы учащемуся предлагается попробовать новую ПКП и презентовать свой опыт в группе (в виде презентаций, фотоотчетов, оформленных проектов). В случае неудачного прохождения ПКП предлагается пройти малую ПКП или повторить пробу еще раз.

Функции участников:

Руководитель ПКП – ищет социальных партнеров, разрабатывает творческие задания и коммуникативные задачи, проводит диагностику, готовит  и участвует в презентационных мероприятиях, курирует выполнение заданий обучающимися, направляет на консультацию к тьютору, оценивает и анализирует эффективность прохождения пробы, проводит инструктаж по правилам техники безопасности.

Эксперт (социальный партнер) – обеспечивает доступ обучающихся в свою организацию, знакомит с особенностями профессии, проводит экскурсию, знакомит с материально-технической базой, обеспечивает безопасность прохождения ПКП, выступает в роли эксперта при выполнении задания и заносит свое мнение в рефлексивный дневник обучающихся.

Тьютор – обеспечивает консультации обучающихся, испытывающих затруднения при прохождении ПКП; сопровождает рефлексию обучающихся;помогает обучающимся определиться в дальнейшем направление ПКП.

Участники ПКП – выбирают коммуникативную ситуацию; получают коммуникативные задачи и ищут способы их решения; на первом этапе имеют право поменять ПКП; имеют право повторить ПКП или пройти малую ПКП; ведут рефлексивные дневники; имеют право получить сопровождение тьютора, руководителя и эксперта; обязаны соблюдать правила техники безопасности; осваивают некоторые профессиональные действия и навыки.

Критерии эффективности:

1)               выполнение учащимися теоретической и практической части программы (не менее 80%);

2)               приобретение некоторых навыков профессиональной деятельности (участие в двух и более профессионально-коммуникативных ситуациях);

3)               развитие профессионально-коммуникативных компетенций (смотри приложение 1.2, 1.3).

Высокий уровень – 17-21балл;

Средний уровень – 10-16 баллов;

Низкий уровень  -   7 – 9 баллов.

Проба считается успешной, если учащийся набрал 10 баллов и выше.

Приложение 1.1

 

1.     Твои ожидания при прохождении профессиональной коммуникативной пробы________________________________________________________

2.     Какая из представленных в пробе профессий тебя больше привлекает _________________________________________________________

3.     На какую экскурсию ты бы хотел попасть обязательно___________________________________________________

 

Приложение 1.2

Критерии эффективности выполнения творческой (проектной) коммуникативной задачи:

1.                Профессиональная ситуация: проведение игры «Поезд безопасности»

2.                Описание профессиональной ситуации: в последние годы в России растет интерес к играм военно-спортивной направленности, таким как «Школа безопасности», «Зарница», «Патриотический триатлон», «Смотр строя и песни». В таких играх уделяется большое внимание вопросам подготовки подростков к безопасному образу жизни.

В рамках ПКП  «Спасатель» была проведена игра «Поезд безопасности», которая стала значимым событием для участников профессионально-коммуникативной пробы.

Проведению игры предшествовала подготовительная работа: ребята самостоятельно разделились на творческие группы, подготовили задания для станций, выбрали судей для станций. Подготовили сценарий линейки для начала мероприятия.

Игра была организована для ребят  1-5 классов, отдыхающих в школьном лагере «Эндемик». Игра проходила в помещении школы, школьном дворе и на стадионе школы. Команды из ребят лагеря переходили от станции к станции и выполняли задания, связанные с безопасностью жизнедеятельности.

Компетенции: умение установить доброжелательный контакт, умение общаться с разными категориями людей, варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения, умение вызвать интерес команды к выполнению заданий, умение проводить анализ оценки за игру, умение аргументировать.

Задача: подготовить станции, оценить выполнение заданий на станции.

3.                Результаты: проведение игры для школьного лагеря, в игре участвовало 36 человек, подготовлены 8 станций.

Критерии оценивания результата

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Обоснование оценки

Установление доброжелательного контакта

3

2

1

ВУ:

- прямой взгляд в лицо собеседнику, улыбка, живое, естественно изменяющееся выражение лица;

- «открытая» поза;

- проявление инициативы и активности (первым подходит к команде, приглашает ее пройти на станцию, первым начинает разговор)

СУ:

- взгляд в лицо собеседнику, естественное выражение лица;

- в основном не зажат, нет явных признаков стеснения;

- проявление активности (ждет когда команда подойдет сама, но разговор начинает первым)

НУ:

- не смотрит на человека, отводит глаза, неестественно ведёт себя;

- зажат, стесняется подходить к людям;

- не проявляет активности и инициативы

Умение общаться с разными категориями людей

3

2

1

ВУ:

- отчётливое приветствие;

-уважительное обращение к человеку (использование этикетных слов);

-спокойный уверенный темп речи;

-доброжелательная интонация;

- правильность речи.

СУ:

-приветствие, в основном уважительное обращение;

-спокойный, но не всегда уверенный темп речи;

-в основном доброжелательная интонация (иногда может присутствовать иная интонация);

- в целом речь правильна, однако иногда могут присутствовать речевые и грамматические ошибки.

НУ:

 - отсутствие  приветствия или грубое,  запанибратское приветствие;

-неуверенный, быстрый или замедленный темп речи;

-слишком громкий или слишком тихий голос;

- в речи встречаются не литературные слова и выражения (просторечия, диалектизмы, жаргонизмы), много грамматических и речевых ошибок.

Умение вызвать интерес команды к выполнению задания

3

2

1

ВУ:

- четко объясняет условия выполнения заданий на станции;

 - при объяснении выстраивает команду в круг, сам становится на линии круга;

 - уточняет у команды все ли понятно, при необходимости показывает как выполнить задание;

 - следит за временем и предупреждает об его окончании.

СУ:

- четко объясняет условия выполнения заданий на станции;

- при объяснении выстраивает участников в круг или линию, сам стоит в центре круга или в любом другом месте;

- уточняет у команды всё ли понятно, но сам не показывает алгоритм выполнения задания;

 - констатирует факт, что время закончилось.

НУ:

- объясняет условия выполнения заданий;

 - не следит, как слушает инструкции команда;

 - не уточняет есть ли вопросы по выполнению заданий;

 - не следит за временем

Умение проводить анализ оценки за игру, умение аргументировать

3

2

1

ВУ:

- проводит подробный анализ ошибок, допущенных командой на станции, и объясняет выставленные баллы;

 - выслушивает мнение команды и отвечает на вопросы.

СУ:

- проводит анализ не всех ошибок;

- выслушивает команду, но не отвечает на её вопросы

НУ:

- отдает маршрутный лист и не комментирует результат команды

 

Приложение 1.3

Критерии эффективности при освоении некоторых профессиональных коммуникативных навыков.

1.                Профессиональная ситуация: прием заявки диспетчером службы спасения 

2.                Компетенции: умение установить доброжелательный контакт, умение общаться с разными категориями людей, умение вести телефонную беседу по строго заданному алгоритму (выяснение запроса обратившегося), умение в короткий срок выявить запрос обратившегося.

3.                Задача: принять вызов и определить какую службу нужно отправить к обратившемуся.

4.                Результаты: заявка принята, отправлена необходимая бригада к обратившемуся.

Критерии оценивания результата

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Обоснование оценки

Установление доброжелательного контакта

3

2

1

ВУ:

- приветствие построено следующим образом: «Единая служба спасения. Оператор Богаткина. Добрый день! Что  случилось?»

СУ:

- «Здравствуйте! Служба спасения. Оператор Богаткина. Слушаю»

НУ:

- «Служба спасения. Богаткина на проводе. Говорите»

Умение общаться с обратившимися за помощью

3

2

1

ВУ:

- отчётливое приветствие;

-уважительное обращение к обратившемуся;

-спокойный уверенный темп речи;

-доброжелательная интонация;

-умеренная громкость и высота голоса;

- внимательное слушание обратившегося;

 - подбор выражений, правильность речи.

СУ:

- приветствие;

-в основном уважительное обращение;

-спокойный, но не всегда уверенный темп речи;

-в основном умеренная громкость и высота голоса (иногда слишком громкая речь);

- в целом внимательное слушание обратившегося;

- в целом речь правильна, однако иногда могут присутствовать речевые и грамматические ошибки.

НУ:

- отсутствие  приветствия (да, вместо добрый день);

-неуважительное или равнодушное обращение к обратившемуся;

-неуверенный, быстрый или замедленный темп речи;

-слишком тихий голос;

- невнимательное отношение к обратившемуся;

- в речи встречаются речевые ошибки.

Умение вести телефонную беседу по строго заданному алгоритму

(выявление запроса обратившегося за помощью)

3

2

1

ВУ:

- владение техникой «активного» слушания;

 - подготовлен перечень вопросов (что произошло, адрес, возраст пострадавшего, кто передал сообщение, номер телефона)

 - вопросы заданы последовательно, по стандартному алгоритму

 - при необходимости заданы уточняющие, дополнительные вопросы;

 - резюмирование данного запроса

СУ:

- частичное владение техникой «активного» слушания;

  - вопросы заданы, но не по стандартному алгоритму;

 - уточняющие вопросы не заданы, но резюмирование проведено.

НУ:

- невладение техникой «активного»;

 - выясняет адрес и направляет несколько специалистов по данному адресу.

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 14 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика