Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Программа профессионально-коммуникативной пробы «Аниматор»

Автор: Нестерова Е.В., Бунакова Н.Н.

Программа профессионально-коммуникативной пробы «Аниматор»

 

Руководители ПКП:

Нестерова Е.В., учитель музыки

Бунакова Н.Н., учитель истории

 

         В настоящее время всё большую популярность приобретает профессия  аниматора.В широком смысле, аниматор — это дальнейшая реализация профессии, которая ещё в недавнем времени звалась «массовик-затейник». В современных условиях работа аниматора требует новых форм и содержания.

В основном аниматоры работают в сфере рекламы и развлечений. Аниматоры участвуют в различных праздниках: корпоративных вечерах, юбилеях, детских мероприятиях и т. д.

Данная практика знакомит школьников с особенностями профессии аниматора (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ помогает учащимся осуществлять успешную коммуникацию как в профессиональных ситуациях, так и в жизни. Участие в данной пробе способствует культурному развитию  обучающихся.

В программе ПКП «Аниматор» используются активные,  интерактивные методы обучения. Использование таких методов способствует созданию непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознанию личной ответственности за свой выбор.

Программа определяет цели, задачи, содержание, формы работы, психологический и педагогический диагностический инструментарий.

Цель:

Содействовать развитию профессионально-коммуникативных навыков участника пробы через его вовлечение  в позицию активного организатора.

Задачи:

1.     Овладение коммуникативными компетенциями организатора;

2.     Приобретение организаторских навыков;

3.     Формирование профессиональных качеств через средства профессионально-коммуникативной пробы.

Содержание и организационные условия.

Организация ПКП аниматоров подразумевает три этапа:

Iэтап: Подготовительный:

На данном этапе для участников ПКП проводятся презентационные мероприятия:

1.     Проводится входная диагностика, которая позволяет руководителям сориентироваться, на что нацелены  участники практики: тематика мероприятий, возрастная аудитория, форма проведения (Приложение№1)

2.     Знакомство с ПКП, встреча с людьми творческих профессий: организатором культурно – массовых мероприятий ДК Гознак Кривошеевой Е.А.; ди – джеем ДК Гознак Верещагиным Даниилом; хореографом ДШИ Соловьевой Е.В..

3.     Экскурсия в ДК Гознака «Знакомство с закулисьем».

4.     Руководители вместе с участниками ПКП начинают вести дневник прохождения профессионально – коммуникативной пробы для рефлексии каждого этапа практики.

5.     На любом этапе, если у участника ПКП возникают сложности, он может обратиться за консультацией к руководителю ПКС и (или) ПКП, тьютору, эксперту (социальный партнер).

IIэтап: Реализация ПКП.

Этот этап предполагает реализацию самой пробы. Участникам ПКП дается на выбор ряд ПКС, каждая из которых содержит коммуникативную задачу, которые участники решают каждый на своем уровне:

1.Выбор коммуникативной ситуации; планируют проведение праздника, его тематику, форму проведения, целевую группу, возрастную категорию получателя услуг;

2. Определяются с выбором коммуникативной задачи, выбирают профессиональную роль (сценариста) в конкретной коммуникативной ситуации;

3.Написание сценария, подбор реквизита, костюмов, музыкального сопровождения;

4.Реализация замыслов участников ПКП.

IIIэтап: Рефлексия

На этом этапе участники пробы завершают записи в рефлексивном дневнике. В ходе беседы участник ПКП вместе с руководителем пробы или тьютором анализируют дневник, и на основе этого определяется  результативность пройденной пробы. В случае если проба была пройдена успешно, руководитель ПКП или тьютор дает рекомендации о повторном прохождении пробы или её смены. Если же проба была пройдена неудачно, даётся рекомендация повторить пробу в составе малой ПКП.

Функции участников:

Руководитель ПКП

1.     Руководитель ПКП ищет социальных партнеров;

2.     Готовит и проводит презентационные мероприятия;

3.     Разрабатывает проектные и творческие задачи;

4.     Находит различные ситуации;

5.     Проводит входную диагностику;

6.     Знакомит с социальными партнерами;

7.     Дневник прохождения профессионально – коммуникативной пробы для рефлексии каждого этапа практики;

8.     Курирует выполнение заданий;

9.     Направляет на консультации к тьютору, социальному партнеру или консультирует сам;

10.                       Оценивает и анализирует эффективность прохождения пробы;

11.                       Знакомит с правилами безопасности труда.

Эксперт:

1.     Знакомит с особенностями профессии;

2.     Знакомство с материально – технической базой;

3.     Проводит мастер – классы и экскурсии;

4.     Проводит консультации на протяжении ПКП;

5.     Выступает в роли эксперта при выполнении;

6.     Заносит свое мнение в рефлексивный дневник;

7.     Обеспечивает безопасность прохождения ПКП.

 

Тьютор:

1.     Обеспечивает консультации участников ПКП, испытывающих затруднения при прохождении ПКП;

2.     Сопровождает  и  анализирует рефлексию участников и помогает определиться с дальнейшим направлением прохождения ПКП.

Участники ПКП:

1.     Выбирают ПКС;

2.     Получают коммуникативные задачи и ищут пути их решения;

3.     На первом этапе участник имеет возможность поменять ПКП, а также повторить или пройти малую ПКП;

4.     Ведут рефлексивные дневники;

5.     Имеют право получить консультацию, поддержку или сопровождение тьютора, эксперта или руководителя ПКП;

6.     Участник обязан соблюдать правила техники безопасности;

7.     Осваивает некоторые профессиональные навыки и действия.

Критерии эффективности при выборе выполнения творческой (проектной) коммуникативной задачи:

Критерии

Показатели

1.

Выполнение учащимися теоретической и практической части программы

Не менее 80%

2.

Приобретению некоторых навыков профессиональной деятельности аниматора

Участие не менее чем в двух ПКС

3.

Развитие профессионально – коммуникативных компетенций (см. приложение №2 и №3)

Высокий – 15-13 баллов; средний 12-8 баллов; 5-7 низкий

 

Проба считается, пройдена успешной, если набрано 8 и выше баллов.

·        Выполнение учащимися теоретической и практической части программы.

·        Приобретение некоторых навыков профессиональной деятельности аниматора.

·        Развитие профессионально-коммуникативных компетенций.

 

Приложение №4.1

 

1.     Твои ожидания при происхождении ПКП.

2.     В какой роли ты бы хотел себя попробовать:

·        Ведущий праздника или концерта;

·        Сценарист;

·        Режиссер;

·        Танцор;

·        Певец;

·        Ди – джей;

·        Аккомпониатор;

·        Другое (написать).

3.     В какой форме ты бы хотел провести мероприятие:

·        Праздник;

·        Концерт;

·        Игра;

·        Соревнования;

·        Другое (написать)

Приложение № 4.2

Профессиональная ситуация: проведение праздника «Новый год в разгаре лета» для разновозрастных групп детей детского сада

1.Компетенции:умение установить доброжелательный контакт, умение мобильно оценить ситуацию в общении с разновозрастной группой, варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения, умение выявить запрос, овладение организаторскими способностями.

2.Задача: качественное оказание услуги, удовлетворение запросов – включение детей в процесс игры.

3.Результаты:

качественное оказание услуги, вовлечение детей в позицию активности.

Критерии оценивания результата

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Обоснование оценки

Установление доброжелательного контакта

3

2

1

ВУ :

- соблюдение персональной дистанции (50-120 см) – по Э.Холлу;

- «открытая» поза (поворот корпуса и головы к собеседнику, раскрытость рук, нескрещенность ног);

- прямой взгляд в лицо ребёнка, улыбка, живое, естественно изменяющееся выражение лица.

СУ:

- в основном соблюдается персональная дистанция, однако иногда она нарушается (интимное расстояние, публичная дистанция);

- «открытая» поза с некоторыми нарушениями (иногда скрещены руки, ноги; зажатость позы, стоит боком к ребёнку);

- в основном смотрит в глаза детям, в целом доброжелателен, иногда отводит взгляд, нахмурен.

НУ:

- не соблюдается персональная дистанция (интимное расстояние, публичная дистанция);

- закрытая  поза (скрещены руки, ноги; зажатость позы, стоит боком к ребёнку, отворачивается от него);

- не смотрит в глаза ребёнку, отводит взгляд,  нахмурен, продолжает заниматься своими делами.

Умение мобильно оценить ситуацию в общении с разновозрастной группой

3

2

1

ВУ:

 - отчётливое приветствие;

-уважительное обращение;

-уверенный темп речи;

-доброжелательная интонация;

-умеренная громкость и высота голоса;

- внимательное слушание.

СУ:

 - приветствие;

-в основном уважительное обращение;

-спокойный, но не всегда уверенный темп речи;

-в основном доброжелательная интонация (иногда может присутствовать иная интонация);

-в основном умеренная громкость и высота голоса;

- в целом внимательное слушание со стороны детей.

НУ:

- отсутствие  приветствия или грубое,  запанибратское приветствие;

-неуважительное или равнодушное обращение к детям;

-неуверенный, быстрый или замедленный темп речи;

-слишком громкий или слишком тихий голос;

- в речи встречаются не литературные слова и выражения (просторечия, диалектизмы, жаргонизмы), много грамматических и речевых ошибок.

Выявление запроса участников праздника

3

2

1

ВУ:

- владение техникой «активного» слушания (использование открытых вопросов, количество желающих участвовать, спонтанная активность, снижение сопротивления).

СУ:

- частичное владение техникой «активного» слушания (использование вопросов, небольшое количество участников конкурса, уточнение запроса).

НУ:

- невладение техникой «активного» слушания (отсутствие вопросов, низкая активность детей).

Овладение организаторскими способностями

3

2

1

ВУ:

- конкретное предложение по точному запросу заказчика, разработка сценария;

- вариативность предложений в случае неточного (неконкретного) запроса;

- быстрое  нахождение информации при недостатке знаний: поиск стихов, фонограмм песен (+ -) в Интернете, обращение к помощи более опытных специалистов-хореографов (при постановке танца «Снежинок»)

СУ:

- поиск сценария по точному запросу заказчика;

- рекомендация  в случае неточного (неконкретного) запроса;

- нахождение информации при недостатке знаний (поиск в Интернете, обращение к помощи более опытных специалистов)

НУ:

 - затрудняется в выборе сценария праздника;

- не знает, что порекомендовать заказчику;

- не может найти информацию при недостатке знаний, не знает, куда обратиться.

Доброжелательное завершение контакта

3

2

1

ВУ:

- побуждает  к дальнейшему сотрудничеству.

СУ:

- иногда побуждает к дальнейшему сотрудничеству.

НУ:

- равнодушен;

- не побуждает к дальнейшему сотрудничеству.

 

 

Приложение№4.3

Профессиональная ситуация: проведение праздника «День Нептуна» для разновозрастной группы детей ЛОК (Летней Оздоровительной Компании).

1.Описание профессиональной ситуации:

В рамках ПКП  «Аниматоры» был проведён праздник «День Нептуна», который стал значимым событием для участников профессионально-коммуникативной пробы. Проведению мероприятию предшествовала подготовительная работа: ребята написали сценарий и предоставили организаторам ДК Гознак, сделали афиши праздника для микрорайона Гознак, приняли участие в создании костюмов и атрибутов к ним, провели несколько репетиций на базе ДК. Всего участников было восемь: Русалочка, две помощницы, Владычица морская, Водяной, Баба Яга, Глашатаи, Пират.

Местом проведения был выбран сквер центральной площади ДК  Гознак. В ходе праздника  ребята играли  роль своего персонажа, проводили игры с детьми.

2.Компетенции:умение установить доброжелательный контакт, умение общаться с разновозрастной группой детей, варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения,  умение вызвать внутреннее побуждение к действию, воздействовать на сознание и чувства людей с помощью положительных стимулов, убедительной аргументации, умение преодолевать психологическое сопротивление.

3.Задача: умение участников ПКП вовлечь детей разновозрастной группы в праздничное мероприятие.

4.Результаты:

вовлечение большого количества детей в проведение праздника (не менее 80  человек).

Критерии оценивания результата

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Обоснование оценки

Установление доброжелательного контакта

3

2

1

ВУ:

- прямой взгляд в лицо участнику праздника, улыбка, живое, естественно изменяющееся выражение лица;

- «открытая» поза;

- проявление инициативы и активности (привлекает внимание)

СУ:

- взгляд в лицо собеседнику, естественное выражение лица;

- в основном не зажат, нет явных признаков стеснения;

- проявление активности (подходит к ребёнку, который проявляет интерес, начинает привлекать к участию в игре).

НУ:

- не смотрит на участника, отводит глаза, неестественно ведёт себя;

- зажат, стесняется участвовать;

- не проявляет активности и инициативы.

Умение общаться с разновозрастной  категорией  детей

3

2

1

ВУ:

 - отчётливое приветствие;

-уважительное обращение к ребёнку (использование этикетных слов);

-уверенный темп речи;

-доброжелательная интонация;

- правильность речи.

СУ:

-приветствие, в основном уважительное обращение;

-спокойный, но не всегда уверенный темп речи;

-в основном доброжелательная интонация (иногда может присутствовать иная интонация);

- в целом речь правильна, однако иногда могут присутствовать речевые и грамматические ошибки.

НУ:

- отсутствие  приветствия или грубое,  запанибратское приветствие;

-неуверенный, быстрый или замедленный темп речи;

-слишком громкий или слишком тихий голос;

- в речи встречаются не литературные слова и выражения (просторечия, диалектизмы, жаргонизмы), много грамматических и речевых ошибок.

Умение вызвать внутреннее побуждение к действию (желание участвовать в игровой программе)

3

2

1

ВУ:

- подбирает убедительные аргументы;

- воздействует на чувства, эмоции ребёнка, проявляет эмпатию;

- ненавязчиво, корректно привлекает участников к игре;

СУ:

- подбирает аргументы (не всегда убедительные);

- воздействует на чувства, эмоции ребёнка;

- вызывает участников к игре.

НУ:

- не приводит аргументов в пользу необходимости участия;

- не воздействует на чувства, эмоции ребёнка;

- некорректно выбирает участников игры или не может никого вызвать, так как дети отказываются.

Умение преодолевать психологическое сопротивление

3

2

1

ВУ:

- выявляет  причины психологического сопротивления, нежелания участвовать;

- вариативность действий  и гибкость  в общении с ребёнком;

- смог преодолеть психологическое сопротивление, ребёнок пошёл на контакт и стал участником игры.

СУ:

- пытается  выявить причины психологического сопротивления;

- предпринимает  некоторые действия для привлечения к контакту;

- в некоторых случаях смог преодолеть психологическое сопротивление, ребёнок пошёл на контакт;

НУ:

- не пытается  выявить причины психологического сопротивления;

- не предпринимает  никаких действий для привлечения к контакту;

- в смог преодолеть психологическое сопротивление, ребёнок не пошёл на контакт.

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 10 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика