Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Программа профессионально-коммуникативной пробы «Библиотекарь»

Автор: Михайленко Л.Г., Конькова Ю.В.

Программа профессионально-коммуникативной пробы «Библиотекарь»

 

Руководители ПКП:

Михайленко Л.Г., учитель русского языка и литературы

Конькова Ю.В., учитель русского языка и литературы

 

               В настоящее время библиотеки как социально-культурный институт играют важную роль в духовной жизни общества, в повышении политического, образовательного и культурного уровня людей.

  Библиотеки призваны помочь гражданам получить необходимые знания, расширить их читательские интересы, содействовать развитию самостоятельного мышления, творчества.

Библиотеки являются местом межличностного общения и прямых личных контактов. Сейчас, когда в библиотечных учреждениях получают все большее развитие клубы по интересам, любительские объединения, дискуссионные клубы и другие формы деятельности, способствующие общению людей, обмену информацией, коммуникативная функция получает все большее развитие. 

Библиотекари призваны оказывать влияние на читателей, прививать им любовь к книге, воспитывать культуру чтения.

Данная практика знакомит школьников с особенностями профессии библиотекаря (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ помогает учащимся осуществлять успешную коммуникацию как в профессиональных ситуациях, так и в жизни. Участие в данной пробе способствует духовному развитию  обучающихся.

В программе ПКП «Библиотекарь» используются активные,  интерактивные методы обучения. Использование таких методов способствует созданию непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознанию личной ответственности за свой выбор.

Программа определяет цели, задачи, содержание, формы работы, психологический и педагогический диагностический инструментарий.

Цели и задачи

Целью проведения ПКП «Библиотекарь» является создание условий, ориентированных на обеспечение адаптационного взаимодействия личности обучающихся и библиотечной среды для приобретения ими социального, общекультурного опыта и профессиональных коммуникативных навыков.

ПКП позволят наиболее эффективно решать следующие задачи:

·        ознакомление обучающихся с профессией библиотекаря, содержанием профессиональной деятельности;

·        развитие у обучающихся интересов, склонностей и качеств, важных для данной профессии;

·        приобретение опыта коммуникативного взаимодействия в профессиональных ситуациях.

 

Содержание

 Внутренний мир человека и система представлений о себе

 Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности.

Практическая работа - определение уровня самооценки.

Профессиональные интересы и склонности

Сущность понятий “профессиональный интерес” и “склонности”.

Практическая работа - выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик “Карта интересов”.“Дифференциально-диагностический опросник коммуникативных, организаторских склонностей”.

Основные задачи профессии «Библиотекарь». Личностно-профессиональные качества библиотекаря

Профессиональная деятельность библиотекаря (выполнение конкретных задач с применением специальных навыков труда).Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности.

Практическая работа - работа с читателями в Краснокамской ЦДБ

·         дифференцированное обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале,

·         осуществление справочно-библиографического и информационного обслуживания читателей (библиографические и фактографические справки, тематические картотеки и картотеки читательских запросов)

Коммуникативная компетентность. Профессионально-коммуникативные умения.

Навыки эффективного общения (легкость установления контакта, поддержание разговора, умение договариваться и т.п.)

Практическая работа – реализация коммуникативных компетенций в различных профессиональных ситуациях.

 

Организация

ПКП «Библиотекарь» проводится на базе Центральной детской библиотеки города Краснокамска Пермского края.

      В ходе ПКП с учащимися работает руководитель профессионально-коммуникативной пробы (учитель) и эксперты (сотрудники библиотеки). Практическая реализация ПКП может осуществляться в следующих формах и их сочетаниях:

·        конкретное задание, связанное с выполнением коммуникативной задачи;

·        серии последовательных имитационных (деловых) игр;

·        выполнение творческой (проектной) задачи, содержащей коммуникативную составляющую.

    Учащиеся осваивают профессию библиотекаря (выполняют в качестве стажёров основные профессиональные функции).

 

 Также участникам ПКП предлагается ряд профессиональных коммуникативных ситуаций (ПКС):задания различных уровней сложности, которые являются наиболее распространенными и типовыми для профессии библиотекаря и отличаются спецификой коммуникативных ситуаций.         Каждая ПКС содержит коммуникативную задачу, которую обучающийся решает на своём уровне.

В конце ПКП предполагается анализ рефлексивного дневника, который ведется на протяжении всей профессионально-коммуникативной пробы, и презентация в группе участников ПКП полученного опыта профессиональной деятельности.

Профессиональные пробы завершаются подведением итогов. При подведении итогов руководитель (тьютор) анализирует деятельность обучающегося и дает необходимые рекомендации.

 

Функции руководителя ПКП

·         Руководитель ПКП совместно с представителем библиотеки разрабатывает коммуникативные ситуации и задачи для обучающихся.

·        Знакомит обучающихся с содержанием ПКП, организацией их выполнения, обеспечивает условия для  самостоятельного выбора обучающимися уровня сложности заданий.

·        Знакомит с особенностями профессиональной деятельности библиотекаря, требованиями к специалистам в данной профессии, с условиями труда.

·        Организует профессиональные коммуникативные ситуации (ПКС).

·        Отслеживает, анализирует и оценивает сформированность профессионально-коммуникативных умений обучающихся.

 

Функции эксперта (социального партнёра)

·        Эксперт совместно с руководителем ПКП разрабатывает коммуникативные ситуации и задачи для обучающихся.

·        Знакомит обучающихся с библиотекой, содержанием профессиональной деятельности библиотекаря.

·        Сопровождает деятельность обучающихся в ходе ПКП.

·        Организует профессиональные коммуникативные ситуации (ПКС).

·        Совместно с педагогом отслеживает, анализирует и оценивает сформированность профессионально-коммуникативных умений обучающихся.

 

Функции участника

·        Выполнять задания, предусмотренные программой.

·        Соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка.

·        Не выполнять каких-либо действий без разрешения руководителя пробы.

·        По окончании пробы составить отчёт о её прохождении, приложив к отчёту документы, указанные в программе.

 

Ожидаемый результат:

1)  повышение уровня информированности участников программы о профессии библиотекаря;

2)  знакомство с профессиональными компетенциями библиотекаря;

3)  формирование профессионально-коммуникативных умений.

 

Критерии эффективности:

Критерии

Показатели

1.

Выполнение учащимися теоретической и практической части программы

Не менее 80%

2.

Приобретение некоторых навыков профессиональной деятельности библиотекаря

Участие не менее чем в двух ПКС

3.

Развитие профессионально – коммуникативных компетенций (см. приложение №1 и №2)

Высокий – 15-13 баллов; средний 12-8 баллов; 5-7 низкий

 

Проба считается  пройденной успешно, если набрано 8 и выше баллов.

Приложение 2.1.

1.     Профессиональная ситуация: выдача книг посетителям библиотеки

2.     Компетенции:умение установить доброжелательный контакт, умение общаться с разными категориями людей, варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения, умение выявить запрос посетителя, способность оперировать имеющимися знаниями и навыками для решения коммуникативных задач.

3.     Задача: качественное оказание услуги, удовлетворение запросов посетителя – подбор и выдача книг, необходимых читателю.

4.     Результаты:

качественное оказание услуги, выдача книги в соответствии  с запросом читателя.

Критерии оценивания результата

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Обоснование оценки

Установление доброжелательного контакта

3

2

1

ВУ :

- соблюдение персональной дистанции (50-120 см) – по Э.Холлу;

- «открытая» поза (поворот корпуса и головы к собеседнику, раскрытость рук, нескрещенность ног);

- прямой взгляд в лицо посетителя, улыбка, живое, естественно изменяющееся выражение лица.

СУ:

- в основном соблюдается персональная дистанция, однако иногда она нарушается (интимное расстояние, публичная дистанция);

- «открытая» поза с некоторыми нарушениями (иногда скрещены руки, ноги; зажатость позы, стоит боком к посетителю);

- в основном смотрит в глаза посетителю, в целом доброжелателен, иногда отводит взгляд, нахмурен;

НУ:

- не соблюдается персональная дистанция (интимное расстояние, публичная дистанция);

- закрытая  поза (скрещены руки, ноги; зажатость позы, стоит боком к посетителю, отворачивается от него);

- не смотрит в глаза посетителю, отводит взгляд,  нахмурен, продолжает заниматься своими делами.

Умение общаться с посетителями

3

2

1

ВУ: - отчётливое приветствие;

-уважительное обращение к посетителю (использование этикетных слов);

-спокойный уверенный темп речи;

-доброжелательная интонация;

-умеренная громкость и высота голоса;

- внимательное слушание посетителя, демонстрация заинтересованности в его просьбах;

- подбор выражений, правильность речи.

СУ: - приветствие;

-в основном уважительное обращение;

-спокойный, но не всегда уверенный темп речи;

-в основном доброжелательная интонация (иногда может присутствовать иная интонация);

-в основном умеренная громкость и высота голоса (иногда шёпот или слишком громкая речь);

- в целом внимательное слушание посетителя;

- в целом речь правильна, однако иногда могут присутствовать речевые и грамматические ошибки.

НУ: - отсутствие  приветствия или грубое,  запанибратское приветствие;

-неуважительное или равнодушное обращение к посетителю;

-неуверенный, быстрый или замедленный темп речи;

-слишком громкий или слишком тихий голос;

- невнимательное отношение к посетителю;

- в речи встречаются не литературные слова и выражения (просторечия, диалектизмы, жаргонизмы), много грамматических и речевых ошибок.

Выявление запроса посетителя

3

2

1

ВУ:

- владение техникой «активного» слушания (использование открытых вопросов, уточняющих первоначальное сообщение посетителя, переформулирование, резюмирование запроса).

СУ:

- частичное владение техникой «активного» слушания (использование вопросов, уточнение запроса посетителя).

НУ:

- невладение техникой «активного» слушания (вопросы не задаёт, не уточняет запрос посетителя, не до конца понимает запрос или совсем не понимает).

Способность оперировать имеющимися знаниями и навыками для решения возникающих задач

3

2

1

ВУ:- конкретное предложение по точному запросу посетителя, быстрый поиск нужной книги;

- вариативность предложений в случае неточного (неконкретного) запроса;

- быстрое  нахождение информации при недостатке знаний (поиск в каталоге, обращение к помощи более опытных специалистов)

СУ:- поиск книги по точному запросу посетителя;

- рекомендация знакомой книги в случае неточного (неконкретного) запроса;

- нахождение информации при недостатке знаний (поиск в каталоге, обращение к помощи более опытных специалистов)

НУ:- не может найти нужную книгу;

- не знает, что порекомендовать читателю;

- не может найти информацию при недостатке знаний, не знает, куда обратиться.

Доброжелательное завершение контакта

3

2

1

ВУ:

- говорит на прощание тёплые, любезные слова посетителю, использует этикетные слова;

- побуждает читателя к дальнейшему посещению библиотеки.

СУ:

- прощается с посетителем;

- иногда побуждает читателя к дальнейшему посещению библиотеки.

НУ:

- не прощается с посетителем, равнодушен, не обращает внимания на его уход;

- не побуждает читателя к дальнейшему посещению библиотеки.

 

Приложение 2.2.

 

1.  Профессиональная ситуация: проведение акции «Бросай мышку – читай книжку»

2.  Описание профессиональной ситуации:

Вдеятельности библиотек в последнее время большое место занимают различные социальные акции, направленные на привлечение читательского интереса. Особое значение имеет пропаганда книги для подрастающего поколения. В рамках ПКП  «Библиотекарь» была проведена акция «Бросай мышку – читай книжку», которая стала значимым событием для участников профессионально-коммуникативной пробы.

Проведению акции предшествовала подготовительная работа: ребята сделали закладки для книг с мотивирующими надписями, призывающими больше читать, написали письма юным читателям. Были составлены тексты для листовок, распечатаны 60 листовок. Подростки изготовили костюм для образа А.С.Пушкина (цилиндр, накидку, трость), один из участников ПКП был одет в этот костюм и загримирован.

Местом проведения была выбрана центральная площадь города – площадь Гознака. В ходе акции ребята подходили к прохожим (прежде всего взрослым с детьми и к детям), беседовали с ними, говорили о значимости чтения, рассказывали о проведении года литературы, раздавали листовки и сувениры.

Акция привлекла внимание окружающих, особенно персонаж в образе великого поэта.

Компетенции:умение установить доброжелательный контакт, умение общаться с разными категориями людей, варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения,  умение вызвать внутреннее побуждение к действию, воздействовать на сознание и чувства людей с помощью положительных стимулов, убедительной аргументации, умение преодолевать психологическое сопротивление.

3.                Задача: привлечь внимание разных категорий людей к проблеме падения интереса к чтению, раздать листовки и сделанные детьми сувениры с мотивирующими надписями

4.                Результаты:

вовлечение большого количества людей в проведение акции, привлечение внимания не менее 30 человек, раздача всех листовок и сувениров, изготовленных для акции

 

Критерии оценивания результата

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Обоснование оценки

Установление доброжелательного контакта

 

 

 

ВУ :

- прямой взгляд в лицо собеседнику, улыбка, живое, естественно изменяющееся выражение лица;

- «открытая» поза;

- проявление инициативы и активности (первым подходит к человеку, привлекает внимание, первым начинает разговор)

СУ:

- взгляд в лицо собеседнику, естественное выражение лица;

- в основном не зажат, нет явных признаков стеснения;

- проявление активности (подходит к человеку, который проявляет интерес, начинает разговор при условии готовности собеседника пойти на контакт)

НУ:

- не смотрит на человека, отводит глаза, неестественно ведёт себя;

- зажат, стесняется подходить к людям;

- не проявляет активности и инициативы

Умение общаться с разными категориями людей

 

 

 

ВУ: - отчётливое приветствие;

-уважительное обращение к человеку (использование этикетных слов);

-спокойный уверенный темп речи;

-доброжелательная интонация;

- правильность речи.

СУ:

-приветствие, в основном уважительное обращение;

-спокойный, но не всегда уверенный темп речи;

-в основном доброжелательная интонация (иногда может присутствовать иная интонация);

- в целом речь правильна, однако иногда могут присутствовать речевые и грамматические ошибки.

НУ: - отсутствие  приветствия или грубое,  запанибратское приветствие;

-неуверенный, быстрый или замедленный темп речи;

-слишком громкий или слишком тихий голос;

- в речи встречаются не литературные слова и выражения (просторечия, диалектизмы, жаргонизмы), много грамматических и речевых ошибок.

Умение вызвать внутреннее побуждение к действию

 

 

 

ВУ:

- подбирает убедительные аргументы, приводит яркие примеры в пользу необходимости чтения;

- воздействует на чувства, эмоции собеседника, проявляет эмпатию;

- ненавязчиво, корректно даёт человеку листовки и сувениры

СУ:

- подбирает аргументы (не всегда убедительные), приводит примеры в пользу необходимости чтения;

- воздействует на чувства, эмоции собеседника;

- даёт человеку листовки и сувениры

НУ:

- не приводит аргументов в пользу необходимости чтения;

- не воздействует на чувства, эмоции собеседника;

- некорректно даёт человеку листовки и сувениры, или не может ничего дать, так как люди отказываются, или вообще не раздаёт листовки и сувениры.

Умение преодолевать психологическое сопротивление

 

 

 

ВУ:- выявляет  причины психологического сопротивления, нежелания слушать, брать листовки и сувениры (человек опаздывает, расстроен чем-либо и т.д);

- вариативность действий  и гибкость  в общении с человеком, не идущим или плохо идущим на контакт;

- смог преодолеть психологическое сопротивление, человек пошёл на контакт, выслушал, взял листовки и сувениры

СУ:- пытается  выявить причины психологического сопротивления;

- предпринимает  некоторые действия для привлечения к контакту;

- в некоторых случаях смог преодолеть психологическое сопротивление, человек пошёл на контакт;

НУ:- не пытается  выявить причины психологического сопротивления;

- не предпринимает  никаких действий для привлечения к контакту;

- в смог преодолеть психологическое сопротивление, человек не пошёл на контакт

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 10 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика