Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Программа исследовательского проекта «Организация внеурочной деятельности «Союз творческих идей» СОШ в соответствии с ФГОС НОО и ООО с привлечением возможностей учреждений культуры»

Автор: Гусева Елена Евгеньевна

Материалы  работы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3

(Базовая школа)», г. Краснокамск

«Организация работы краевой экспериментальной площадки по внедрению

эстетического всеобуча»

 

Программа исследовательского проекта

«Организация внеурочной деятельности «Союз творческих идей»

СОШ в соответствиис ФГОС НОО и ООО

с привлечением возможностей учреждений культуры»

 

Разработчики:

Гусева Е.Е. – преподаватель изобразительного искусства МАОУ «СОШ №3 (Базовая школа)»,

Погоржальская Е. В. – заместитель директора по ВР МАОУ «СОШ №3 (Базовая школа)».

 

Актуальность исследования:

Важность искусства в воспитании школьника не вызывает сомнения. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что развивается творческий опыт человека. Искусство дает огромный материал для познания жизни, в процессе общения ребенка с явлениями искусства накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

«Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» одним их ведущих направлений называет эстетическое воспитание, что подразумевает воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Доктор педагогических наук, профессор А.Я. Данилюк и кандидат психологических наук А.А. Логинова основное содержание данного вида воспитания видят в формировании эстетических идеалов, чувства прекрасного, развитии интереса к произведениям искусства и занятиям художественным творчеством.

Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, вызывать желание творить самому.В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль.

Существует несколько видов искусства: литература, музыка, театр, кино, хореография, архитектура, изобразительное и декоративное искусство. Специфика каждого из них в том, что они особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.

Взаимодействие ребенка и любого вида искусства прежде всего начинается с восприятия: произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность.

Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия произведения: необходимо развивать в детях комплекс способностей всестороннего восприятия произведений, талант читателя, зрителя, слушателя, талант соучастия в творчестве. Это постигается ребёнком с участием в различных конкурсах, будь то музыкальных, рисунка и других.Таким образом, главная цель преподавания искусства в школе - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведенияискусства.Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с ним шире.

Стандарты второго поколения уделяют большое внимание внеурочной деятельности школьников, и среди пяти основных направлений названы духовно – нравственное и общекультурное развитие. Данные направления невозможно реализовать без тесного сотрудничества с педагогами дополнительного образования и учреждений культуры, а это значит, что организация культурно-образовательного пространства не возможна без межпредметной, а также внутри- и межведомственнойинтеграции, что дает возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории среди учащихся как на углубленном, так и на ознакомительном уровне.

Для реализации данного направления есть все предпосылки - школа имеет удачное расположение: в шаговой доступности находятся различные учреждения культуры и дополнительного образования. Мы сотрудничаем с ними и используем в работе в различных направлениях развития детского творчества:

 

ЦДТ

Развитие творческого потенциала

Школа искусств

Музыкальная школа

Школа-театр

Картинная галерея

МАОУ «СОШ №3»

Организация досуговой деятельности

РДК им. Ленина

ДК Гознака

Молодежный центр  «Ровесник»

Библиотека

Клубы по месту жительства

Краеведческий музей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В связи с этим нами выбрана модель внеурочной деятельности - модель дополнительного образования, ориентированная на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности обучающихся.

Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации подростка, а следовательно, его воспитания и социализации.

На сегодняшний день занятость обучающихся в системе ДО составляет 86-90% и имеет соотношение по отраслям:

Всего:

970

Отрасли

Образование

Культура

Спорт

Молодежная политика

Занятость

614

304

714

148

%

53%

31%

74%

15%

Учащиеся нашей школы, посещающие школу искусств, музыкальную школу, картинную галерею, активно принимают участие в организации проведения школьных мероприятий (концерты ко Дню Победы и разным праздникам, конкурсы рисунков, хорового искусства) и участвуют в совместных мероприятиях проводимых данными учреждениями.

Ежемесячно посещают картинную галерею с различными тематическими выставками. Например, в ноябре 2013г. учащиеся 8-10 классов стали участниками мастер-класса в картинной галерее, проводимого Краснокамским художником Бушуевым В.Г. Ребята стали свидетелем чуда: как может с помощью краски, бумаги, железа, валика, стекла и гравюрного станка родиться произведение искусства. С этим чудом (приобретением гравюрного станка) картинную галерею поздравили не только наши ребята, но и представители краеведческого музея г. Перми и художники Пермского края.

Наши учащиеся постоянно участвуют в конкурсах рисунков детской школы искусств и занимают призовые места.

Мы тесно сотрудничаем с городской детской библиотекой, например, в ноябре посетили такое мероприятие как «Виртуальное путешествие по городу Краснокамску», «Природа родного края» и др.

 

Проблема состоит в том, что между нашими образовательными учреждениями есть сотрудничество, но нет системной работы, так необходимой при организации внеурочной деятельности в рамках стандартов второго поколения.

Мы считаем, что решить данную проблему поможет «эстетический всеобуч» - обучение всех на ознакомительном уровне -при использовании кадровых возможностей педагогов школы и учреждений культуры района.

Объект исследования: процесс организации дополнительного образования художественно-эстетической направленности широкого круга детей школьного возраста на ознакомительном уровне («эстетического всеобуча») в современном культурно-образовательном пространстве.

Предмет исследования: организационная структура взаимодействия СОШ и учреждений культуры.

Цель:выявлениевозможностей привлечения ресурсов учреждений культуры для обеспечения результативности внеурочной деятельности СОШ в соответствии с ФГОС НОО и ООО в аспекте получения широким кругом детей дополнительного образования художественно-эстетической направленности на ознакомительном уровне.

Гипотеза:

дополнительное образование художественно-эстетической направленности широкого круга детей школьного возраста на ознакомительном уровне результативно, если

●       объединены ресурсы и скоординирована деятельность организаций образования и культуры, а также возможности социума (родителей учащихся, заинтересованных сообществ, общественных организаций);

●       сформирована команда компетентных организаторов-специалистов в области художественно-эстетической деятельности.

Задачи:

1.                Создать инициативную группу педагогов района разных культурно-образовательных учреждений для проведения исследовательскогопроекта по «эстетическому всеобучу».

2.                Активизировать взаимодействие между учреждениями ДО города и края, через разнообразие его формы (в том числе дистанционные) и согласовать целисовместной работы.

3.                Создатьсетевое пространство, способствующее погружению учащихся в разные виды художественной деятельности на ознакомительном уровне.

4.                Познакомить с эстетическими идеалами и традициями культуры родного края, активно привлекая позитивные образцы взаимодействия с природой.

5.                Разработать мониторинг осуществление деятельности по внедрению эстетического всеобуча.

Методы исследования:

Анализ литературы по проблеме исследования,педагогическое моделирование,наблюдение,интервью,анкетирование,анализ продуктов детского творчества,беседы.

Практическая значимость:

Развитие творческих способностей школьников, предоставление им возможности быть услышанным, признанным и понятым.

В условиях совместной работы разных учреждений культуры, но занимающихся одной задачей, во-первых, выявление одарённых детей, а во-вторых, рост интереса к творческой деятельности.

Экспериментально доказать эффективность процесса взаимодействия учреждений культуры и образования, в том числе дополнительного.

Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов, методистов средних образовательных школ и учреждений культуры и дополнительного образования.

 

Программа реализуется в три этапа:

1. Подготовительный (организационный) - декабрь 2013 года– январь 2014 год.

2. Основной этап (практико - ориентированный) –2014 - 2015 учебный год.

3. Заключительный этап-2015 учебный год.

Содержание деятельности на каждом этапе:

1.  Подготовительный (организационный):

- Создание инициативной группы и координирующего совета.

- Проведение круглого стола среди УДО, учреждений культуры и СОШ с целью ознакомления с проектом и согласование плана работы дальнейшего сотрудничества с целью привлечения заинтересованных педагогов.

- Согласование целей совместной создание модели «эстетического всеобуча» в микрорайоне СОШ

- Создание положения о мониторинге и его программы, подбор диагностик.

2. Основной этап (практико - ориентированный):

- Повышение квалификации педагогов, участвующих в исследовательском проекте.

- Разработка методических рекомендаций, программ, лекториев, практикумов, мастер-классов и т.п.

- Проведение совместных мероприятий в рамках обшей программы «эстетического всеобуча».

- Проведение мониторинга.

3. Обобщающий  этап:

- Проведение совместного фестиваля с награждением участников исследовательского проекта.

- Создание методического пособия и обобщение методического опыта.

- Дальнейшее продвижение и поддержкаодаренных детей.

- Анализ проделанной работы: разработка рекомендаций для коррекции деятельности и прогнозирование дальнейшего развития проекта.

 

Ожидаемые результаты проекта и способы проверки:

Ожидаемые результаты

Способы проверки

Создание методической базы и педагогических условий для организации «эстетического всеобуча»

Наличие программы «эстетического всеобуча» и разнообразных программ ДО

Повышение уровня эстетического образованияобучающихся

Результаты мониторинга

Совместное проведение досуговых акций, социально-образовательных проектов в социуме (на уровне города)

Наличие договоров о сотрудничестве с учреждениями ДОикультуры

Увеличение числа обучающихся, принимающих участие в мероприятиях, проектах, конкурсах, олимпиадах, викторинах, кружках эстетической направленности.

Наличие сертификатов, дипломов участников

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 5 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика