Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Положение об организации профессионально-коммуникативных проб

Автор: Погоржальская Елена Викторовна

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №3»                     С.Ф. Голдобин

«__» ______________ 2015г.

 

 

Положение

об организации профессионально-коммуникативных проб

 

1. Общие положения

1.1. Положение об организации профессионально-коммуникативных проб обучающихся школы (далее по тексту - положение) в образовательной организации Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 (Базовая школа)» (далее по тексту - школа) разработано в соответствии

·         с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

·         Трудовым кодексом Российской Федерации,

·         Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждённой приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07. 02 № 2783),

·         Уставом школы

и иными локальными нормативными актами по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

1.2. Настоящее положение:

·         является локальным нормативным актом, регламентирующим вопросы организации и осуществления образовательной деятельности;

·         рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором школы;

·          вступает в силу со дня его утверждения и действует неограниченный срок;

·         изменения и дополнения в настоящее положение вносятся Советом школы и (или) педагогическим советом школы и утверждаются приказом директора школы.

1.3. Профессиональное самоопределение рассматривается как результат процесса формирования у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации своего развития, самостоятельного нахождения личностно-значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности. Одним из оптимальных способов организации профессионального самоопределения является организация профессионально-коммуникативных проб обучающихся.

1.4. Профессионально-коммуникативная проба (далее ПКП) – это вид образовательной деятельности, целью которого является получение опыта коммуникативного взаимодействия в различных профессиональных ситуациях.

Профессиональная ситуация – часть профессиональной деятельности, включающая в себя задачи, требующие определённого решения.

ПКП направлена на получение обучающимися метапрофессиональных (межпрофессиональных) коммуникативных навыков – навыков, общих для целого ряда профессий.

1.5. Необходимое условие организации ПКП в рамках реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения - логическое включение в учебно-воспитательный процесс, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальной профессиональной деятельности - с другой.

1.6. Сроки проведения ПКП устанавливаются общеобразовательным учреждением с учётом теоретической подготовленности обучающихся, возможностей учебно-производственной базы и в соответствии с учебным планом.

 

 

2. Цели и задачи проведения ПКП

2.1. Целью проведения ПКП является создание условий, ориентированных на обеспечение адаптационного взаимодействия личности обучающихся и профессиональной среды для приобретения ими социального, общекультурного опыта и межпрофессиональных коммуникативных навыков.

2.2. ПКП позволят наиболее эффективно решать следующие задачи:

·         ознакомление обучающихся с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах;

·         развитие у обучающихся профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения;

·         приобретение опыта коммуникативного взаимодействия в различных профессиональных сферах;

·         подготовка к выбору профессии и поступлению в профессиональные учебные учреждения.

 

3. Организация профессиональных проб обучающихся

3.1. Общее руководство ПКП осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

3.2. ПКП могут выполняться индивидуально или в составе определенной группы. Они предполагают реализацию нетрадиционных форм обучения.

3.3. Для обеспечения проведения ПКП осуществляется разработка программ практики, выбор баз профессионально-коммуникативных проб, подготовка необходимой документации, назначение руководителей ПКП.

3.4. ПКП проводятся в общеобразовательном учреждении, иных учреждениях или организациях, в том числе на договорной основе.

3.5. Продолжительность ПКП - от 5 до 10 дней, как непрерывным циклом, так и путём чередования с теоретическими знаниями по дням при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

3.6. Участие в проведении ПКП осуществляется на  добровольной основе.

 

 

4. Особенности организации проведения ПКП

4.1. Организация ПКП предполагает последовательное прохождение трёх этапов:

На первом этапедля учащихся проводится презентационное мероприятие, которое организуют руководители ПКП (педагоги и/или социальные партнеры). Учащимся предлагается ряд ПКП, их знакомят с профессиями, которые им предстоит выбрать. Учащимся разъясняются правила прохождения ПКП. Каждый обучающийся должен пройти не менее двух ПКП, во время их прохождения можно переходить из одной пробы в другую (после консультации с тьютором). Таким образом, для учащихся создается пространство выбора.

При затруднении в выборе ПКП обучающиеся могут воспользоваться помощью тьютора. Социальные партнёры организуют экскурсии для желающих и знакомят их с местом прохождения ПКП. На добровольной основе обучающиеся осуществляют выбор профессионально-коммуникативных проб и записывают обоснование данного выбора в рефлексивном дневнике.

Второй этаппредполагает непосредственно прохождение самой пробы. На данном этапе с учащимися работает руководитель профессионально-коммуникативной пробы (учитель) и эксперт (социальный партнер). Участникам ПКП предлагается ряд профессиональных коммуникативных ситуаций (ПКС). Каждая ПКС содержит коммуникативную задачу, которую обучающийся решает на своём уровне. Уровень сформированности коммуникативных умений обучающихся фиксируется педагогом в процессе наблюдения за подростками, в ходе бесед с ними, в рамках круглого стола. Педагог заполняет оценочные листы. Множественность ПКС помогает подростку попробовать себя в разных ситуациях общения, выявить проблемные зоны, получить консультацию руководителя ПКС, эксперта, тьютора.

Третий этаппредполагает анализ рефлексивного дневника, который ведется на протяжении всей профессионально-коммуникативной пробы, и презентацию в группе участников ПКП полученного опыта профессиональной деятельности.

4.2. Практическая реализация ПКП может осуществляться в следующих формах и их сочетаниях:

·         конкретное задание, связанное с выполнением коммуникативной задачи;

·         серии последовательных имитационных (деловых) игр;

·         выполнение творческой (проектной) задачи, содержащей коммуникативную составляющую.

4.3. Руководителем (педагогическим работником) ПКП разрабатываются задания различных уровней сложности, являющиеся наиболее распространенными и типовыми для данного вида профессиональной деятельности.

4.4. 3адания различных уровней сложности отличаются друг от друга спецификой коммуникативных ситуаций, охватывающих данную профессиональную деятельность.

4.5. Практическое выполнение заданий ПКП осуществляется по схеме: задание - условие - результат. Перед обучающимися ставится задача (задание) определённого уровня сложности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который учащийся должен получить по завершении цикла (этапа) профессиональной деятельности в результате тех или иных воздействий.

4.6. Профессиональные пробы завершаются подведением итогов. При подведении итогов выполнения этапов или всей пробы в целом руководитель (тьютор) анализирует деятельность обучающегося и дает необходимые рекомендации.

4.7. По итогам выполнения профессиональных проб обучающиеся:

4.7.1. Должны знать:

·         требования, предъявляемые к личностно-профессиональным качествам;

·         общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;

·         технологию выполнения ПКП;

·         правила безопасности труда;

·         инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.

4.7.2. Должны уметь:

·         выполнять некоторые профессиональные действия;

·         решать коммуникативные задачи, характерные для данной профессии;

·         соблюдать правила безопасности труда;

·         соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

4.8. Итоги ПКП представляются обучающимися в виде рефлексивного дневника, по желанию в виде презентаций, фотоотчетов, оформленных проектов.

 

5.Обязанности руководителя ПКП

5.1. Руководитель ПКП совместно с сопровождающим специалистом учреждения, на базе которого проходит ПКП, разрабатывает коммуникативные ситуации и задачи для обучающихся.

5.2. Руководитель ПКП обязан:

5.2.1. Разработать содержание ПКП с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий (программа ПКП).

5.2.2. Подобрать инструментарий, технологическую документацию для их выполнения.

5.2.3. Ознакомить с критериями оценки выполнения ПКП или их этапов.

5.2.4. Ознакомить обучающихся с содержанием профессиональной деятельности и требованиями к специалистам в той профессии, в сфере которой организуются пробы.

5.2.5. Ознакомить обучающихся со средствами, целями, условиями, орудиями труда данной сферы деятельности.

5.2.6. Ознакомить обучающихся с содержанием ПКП и организацией их выполнения, обеспечить условия для  самостоятельного выбора обучающимися уровня сложности заданий.

5.2.7. Ознакомить обучающихся с нормами и требованиями охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности при проведении ПКП. Факт ознакомления обучающиеся фиксируют личной подписью в журнале.

 

6. Ответственность при проведении ПКП

6.1. Руководители ПКП:

  • несут ответственность за соблюдение обучающимися правил техники безопасности;
  • осуществляют контроль соблюдения сроков профессиональных проб и их содержания;
  • оказывают методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту;
  • оценивают результаты выполнения обучающимся программы ПКП.

6.2. При прохождении ПКП обучающийся обязан:

·         выполнять задания, предусмотренные программой:

  • соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;
  • изучать и строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности;
  • не выполнять каких-либо действий без разрешения руководителя пробы;
  • по окончании пробы составить отчёт о её прохождении, приложив к отчёту документы, указанные в программе.
к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 7 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика