Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Модуль "Введение в химию" 6 класс

Автор: Волкова Ольга Викторовна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Краснокамска Пермского края

«Рассмотрено на заседании ШМО»

Руководитель МО

_____________

Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МАОУ «СОШ №2»

_____________

Упорова В.П.

 

«____»________2014 г.

 

«Утверждено»

Директор школы МАОУ «СОШ №2»

_____________ Петракова Л.С.

«____»________2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

элективного курса  «Введение в мир химии» 

 

6  класс

 

 

 

Педагогический работник:

Волкова Ольга Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 - 2015 учебный год

Рабочая программа

Элективный курс  «Введение в мир химии »

 6 класс

Пояснительная записка

Совершенствование школьного химического образования на современном этапе приводит к ряду проблем, с которыми сталкиваются в своей работе учителя химии. Это перегрузка курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему и сокращение объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей профильной школе.При этом забывается, что химия, как наука, занимая одно из центральных положений в естествознании, составляет основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни.

Элективный курс химии позволитсформировать интерес к предмету, познакомит обучающихся с применением и значением веществ в жизни человека, уменьшит интенсивность прохождения учебного материала в основной школе, даст возможность больше времени уделять ученическому химическому эксперименту и решению расчетных задач, осуществлять предпрофильную подготовку обучающихся.

Цель:  Создание условий для успешной реализации элективного  курса   химии  в 6 классе.

В ходе её достижения решаются задачи:

- сформировать знания о химическом языке через знакомство с некоторыми химическими элементами;

- отработать умения, навыки в первую очередь для проведения эксперимента;

- изучить свойства некоторых веществ, часто применяемых в домашних условиях;

- развивать познавательную мотивацию к изучению нового предмета.

За основу взята программа пропедевтического курса и учебник «Введение в химию вещества» О.С.Габриеляна, которая скорректирована с курсом химии 6 класса.

Курс проводится в виде лекционно – практических уроков с оформлением содержания занятия в рабочих тетрадях.

В результате прохождения программного материала обучающийся должен знать:

 - химический язык (знаки химических элементов);

 - применение некоторых веществ;

 - ТБ при работе с химическими веществами.

Уметь:

 - писать, называть знаки химических элементов;

 - различать простые и сложные вещества;

 - составлять простейшие химические формулы;

- наблюдать, описывать, сравнивать, анализировать, моделировать химические процессы;

 - выполнять простейший химический эксперимент;

 - выдвигать гипотезы, делать выводы;

 - соблюдать правила ТБ при работе с веществами на уроке и в домашних условиях.

Усвоение материала можно проследить через отчеты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, тесты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ВВЕДЕНИЕ В МИР ХИМИИ»

6 класс  (35 ч)

 

ЧАСЫ

ТЕМА

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

ЭКСПЕРИМЕНТ

1.

Введение в химию.

Химия-наука о природе.

Д. Занимательные химиче-ские опыты

2.

Тела вокруг нас

Свойства тел. Живые и неживые тела.

Д. Посуда из стекла, фарфора, металла. Изделия из дерева, пластмассы, керамики.

3.

Знакомство с лабораторной посудой

Посуда из стекла, фарфора, металла. Ее назначение.

Л. Рассматривание и зари-совка химической посуды: пробирка, химический стакан, колба, воронка, стеклянные пластинка, палочка и трубочка; фарфоровые чашечка и пестик; тигельные щипцы, ложечки для сжигания и взятия веществ, держатель для пробирок.

4.

Правила, которые нужны химику

Правила техники безо-пасности в кабинете химии.

Д. Опыты, иллюстрирующие правила обращения с веществами.

5.

Вещества, их свойства

Вещества твердые, жидкие и газооб-разные. Цвет, запах, вкус веществ. Раство-римость в воде.

Д. Рассматривание веществ (сахар, мел, нефть, воздух в колбе), их описание. Приё-мы насыпания и нали-вания  веществ в пробирку, растворение их в воде.

6.

Описание свойств веществ

Вещества твердые, жидкие и газооб-разные. Цвет, запах, вкус веществ. Раство-римость в воде. Сход-ство и различие ве-ществ.

Л. Описание веществ: соль, сера, железо, уголь, лимонная кислота, подсол-нечное масло. Раствори-мость их в воде.

7.

Строение пламени

Правила нагревания веществ. Строение пламени.

Д. Устройство и назначение спиртовки. Нагревание пробирки с водой.

Л. Рассматривание горящей свечи.

8.

Первая помощь при поврежде-ниях в химиче-скихлаборато-риях

Оказание первой помо-щи при порезах, уши-бах, термических ожо-гах. Знакомство с ап-течкой.

Д. Вещества в аптечке, их применение.

9.

Смеси веществ

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: отстаивание, фильт-рование, выпаривание, с помощью магнита.

Д. Разделение смеси мела и воды, соли и воды, железа и серы.

10.

Разделение смесей веществ

Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание, с помощью магнита.

Л. Разделение смеси железных опилок и серы, смеси песка и соли.

11.

Обобщение темы «Вещества и их свойства»

Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Вещества и их свойства. Разделение веществ».

 

12.

Контроль знаний по теме «Веще-ства и их свой-ства. Разделение веществ»

Контроль в форме теста, игр «Крестики-нолики», «Третий лишний».

 

13.

Молекулы и атомы

Взаимосвязь понятий: тело, вещество, молекула, атом.

Д. Модели молекул воды, водорода, кислорода. Мо-делькристаллической ре-шетки графита.

14.

Молекулы и атомы

Форма вещества в различных агрегатных состояниях.

Л. Моделирование из плас-тилина: модели атомов водорода, кислорода, угле-рода; молекул воды, угле-кислого газа.

15.

Химический элемент

Химические элементы как виды атомов, отличающиеся друг от друга характером, размерами.

Д. Модели молекул воды, водорода, кислорода. Модель кристаллической решетки графита.

16.

Химические знаки

Химические знаки элементов углерода, кислорода, азота, водорода.

Л. Работа с карточками химических знаков: назва-ние элемента, произношение символа, латинское назва-ние.

17.

Простые и сложные вещества

Дать понятие о классификации ве-ществ по составу на простые и сложные вещества на примере следующих веществ: водорода, кислорода, воды, углекислого газа, графита.

Л. Моделирование из пластилина: модели молекул водорода, кислорода, воды, углекислого газа.

18.

Химические формулы

Химическая формула как условная запись состава вещества. Химические знаки элементов серы, хлора, натрия, железа, алюминия.

Л. Моделирование из пластилина:модели моле-кулы серы, фрагмента вещества хлорида натрия, железа, угля, алюминия.

Д. Рассматривание веществ: серы, железа, угля, соли, алюминия.

19.

Обобщение темы «Химическая символика»

Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «химический элемент», «химические знаки», «химические формулы», «простые и сложные вещества».

Л. Работа с карточками химических формул: водорода, кислорода, воды, углекислого газа, соли (хлорида натрия), сахара; химических знаков: железа, алюминия, серы, углерода.

20.

Контроль знаний по теме «Хими-ческаясимво-лика»

Контроль в форме теста, игр «Крестики-нолики», «Третий лишний».

 

21.

Физические яв-ления

Испарение, плавление, растворение, замерза-ние, конденсация, из-мельчение веществ как примеры физических явлений.

Д. Растворение сахара в воде, испарение и  конден-сация воды, плавление парафина, измельчение мела.

22.

Химические явления

Химические явления как превращения ве-ществдруг в друга.

Д. Горение свечи, взаи-модействие цинка с соляной кислотой,  взаимодействие карбоната натрия и хлорида бария, растворение получен-ного осадка в азотной кислоте, изменение окраски лакмуса в растворах кислоты и щелочи, горение угля в кислороде.

23.

Признаки хими-ческих явлений

Выделение тепла и света, выпадение и растворение осадка, выделение и поглощение газа, изменение цвета и вкуса.

Л. В пробирках с номерами даны растворы: №1-Na2CO3, №2-HNO3, №3-NaOH, №4-BaСl2, №5-CuSO4. Сделать опыты: 1+2; 1+4+2; 3+5+2; 5+4. Железную скрепку опустить в раствор 5. Зажечь свечу.

24.

Обобщение темы «Физические и химические явления»

Обобщить и закрепить знания о физических и химических явлениях.

Л.  В пробирках с номерами даны растворы: №1-HCl, №2-NaOH,№3FeCl3.

а)Растворение лимонной кислоты и соды в воде. Смешивание полученных растворов. Слить растворы 2+3+1; добавить лакмус к 1и 2; к соде прилить 1.

25.

Воздух – смесь газов

Состав воздуха: пос-тоянные, переменные и случайные составляю-щие части воздуха.

Д. Определение количест-венного состава воздуха.

26.

Кислород

Формула кислорода. Физические свойства. Зачем нужен кислород? Как обнаружить кислород.

Д. Получение кислорода разложением перманганата калия, обнаружение кисло-рода тлеющей лучинкой, обнаружение углекислого газа известковой водой. Окисление свежей карто-фельной дольки на воздухе.

27.

Углекислый газ

Формула углекислого газа. Физические свойства углекислого газа и его применение. Как обнаружить углекислый газ.

Д. Получение углекислого газа  действием соляной кислоты на мрамор, обнаружение углекислого газа известковой водой, горящей лучинкой

28.

Обобщение темы «Воздух»

Закрепить основные вопросы темы «Воз-дух». Тема «Воздух» в пословицах, поговор-ках, загадках и худо-жественной литера-туре.

Л. Обнаружение углекис-лого газа в выдыхаемом воздухе, получение угле-кислого газа из соды и лимонной кислоты.

29.

Вода в природе

Агрегатные состояния воды. Круговорот воды в природе.

Д. Таблица «Круговорот во-ды в природе».

30.

Очистка воды

Питьевая, речная, морская, дистиллиро-ванная вода, их сходство и отличие. Очистка питьевой воды.

Д. Выпаривание на предметном стекле капли  дистиллированной, водопроводной воды и раствора соли. Очистка загрязненной воды отстаиванием, фильтрованием, дистилляцией.

31.

Растворы

Природные растворы. Значение растворов.

Л. Выпаривание на предметном стекле капли  дистиллированной, водопроводной воды и раствора соли. Измерение объема воды с помощью мензурки.

32.

Обобщение темы «Вода»

Закрепить основные вопросы темы «Вода». Тема «Вода» в пословицах, поговор-ках, загадках и художественной литературе

Л. Измерение объема воды с помощью мензурок разного калибра.

33.

Контроль знаний по темам «Воздух и вода»

Контроль в форме теста, игр «Крестики-нолики», «Третий лишний». 

 

 

       
       
       
       

34,

35.

Работа над проектами

   
       

 Л. - лабораторный опыт

Д. - демонстрационный опыт

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.    Габриелян О. С. Пропедевтический курс "Старт в химию" // Химия в школе. – 2005. – №8. – С. 19–26.

2.    Габриелян О. С. Химия.7 класс: рабочая тетрадь к учебному пособиюО.С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О.С. Габриелян, Г.А.Шипарёва. – М.: Дрофа,2009. – 107с.

3.    Гуревич А.Е. Введение в естественно – научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак. – М.: Дрофа,2012.-191с.

4.    «Занимательные опыты по химии». Минск,1968 год.

5.    Программы элективных курсов по химии (предпрофильное  обучение). 8-9 классы.- М.: Дрофа, 2008.-112 с.

6.    Русецкая О. П. Элективный курс "Мы в мире химии" // Химия в школе. – 2005. – №7.– С. 29–33.

7.    Л.Е.Сомин « Увлекательная химия». Москва «Просвещение»,1978 год.

8.    Б.Д.Степин, Л.Ю. Аликберова «Книга по химии для домашнего чтения». Москва «Химия»,1995 год.

9.    И.Н. Чертков, П. Н.Жуков « Химический эксперимент с малым количеством реактивов». Москва «Просвещение»1989 год.

10.Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии. - М., Дрофа, 2008.- 320 с.

11.Эл.ресурс: http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/propedevticheskii-kurs-khimii-7-klass-elektronnyi-uchebnik

 

 

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 6 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика