Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Результаты апробации "Оценка и формирование умения выделять в тексте информацию, необходимую для заполнения простой сравнительной таблицы на уроках в основной школе"

Автор: Крылова Наталья Васильевна

Творческая группа МАОУ СОШ № 1 г. Кунгура

Попова Вера Викторовна, учитель русского языка и литературы

Шмакова Лариса Викторовна, учитель истории

Пирожкова Тамара Владимировна, учитель русского языка и литературы

Брызгалова Любовь Михайловна, учитель русского языка и литературы

Крылова Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы

 

Оценка и формирование умения выделять в тексте информацию, необходимую для заполнения простой сравнительной таблицы на уроках в основной школе

Творческая группа работала над темой «Оценка и формирование умения выделять в тексте информацию, необходимую для заполнения простой сравнительной таблицы на уроках в основной школе».  Это умение является метапредметным результатом в области смыслового чтения.

При формировании метапредметных умений в области смыслового чтения учителя творческой группы  на уроках организовывали работу с текстом, а именно  поиск информации и понимание прочитанного, что способствуют  развитию умений находить в тексте требуемую информацию (поисковое чтение).

В качестве контрольного мероприятия, оценивающего уровень сформированности умений поискового чтения, мы предложили детям прочитать текст об Олимпийских играх, не связанный с предметным содержанием, найти необходимую информацию и  вписать сведения в таблицу.

В результате проделанной работы обнаружилось, что дети не умеют соотносить информацию текста с указанными признаками объектов и записывать найденную информацию  в кратком виде.

Поэтому мы разработали серию учебных ситуаций, направленных на отработку умения выделять в тексте информацию, необходимую для заполнения информационной (сравнительной) таблицы.

Данное умение является, на наш взгляд, одной из составляющей компетенций поискового чтения. 

Каждая учебная ситуация может одновременно выступать в качестве контрольного мероприятия, в ходе которого можно оценить уровень сформированности у учеников указанного выше умения.

 В результате применения учебных ситуаций обучающиеся смогут на основании научно-познавательных, литературных, публицистических текстов вычленить информацию, сравнить и сопоставить её, а затем  заполнить информационно-сравнительную таблицу.

Для примера предлагаются учебные ситуации, решаемые на уроках истории, русского языка и литературы.

Разработанные учебные ситуации применяются на этапе изучения нового. После осмысления темы урока детям предлагается текст и формулируется техническое задание. На работу отводится 15-20 минут.В ходе самостоятельной работы дети заполняют предложенную таблицу. 

На уроке литературы в 5 классе детям нужно было прочитать текст о родах литературы и заполнить сравнительную таблицу «Роды литературы».

На уроке истории в 5 классе детям был предложены тексты о мировых религиях, на основе которых была также составлена сравнительная таблица.

На уроке русского языка в 5 классе дети ознакомились с теоретическим материалом о главных членах предложения и отразили сведения о них в таблице.

Учителя оценивали работы детей по критериям.

Основным критерием при оценке данного метапредметного результата является умение соотнести информацию текста в соответствии с заданными параметрами таблицы  (по горизонтали – признаки объектов,  по вертикали – понятия (объекты).

Также мы оценивали умение детей лаконично формулировать ответы, которые должны быть записаны словом или словосочетанием.

В результате апробации  данных учебных ситуаций были получены следующие результаты:

1) Учащиеся смогли выбрать  информацию из текста и записать её в соответствующие ячейки таблицы, но были допущены ошибки в распределении информации в соответствии с указанными параметрами: дети перепутали признаки, не смогли определить отличительные признаки.

2)Также учащиеся неправильно определили понятия, и поэтому информация в ячейках таблицы не соответствовала заданным параметрам.

3) Не все учащиеся смогли сформулировать кратко информацию и использовали как предложения, так и целые фрагменты текста.

Отмечена также положительная динамика при решении данных учебных ситуаций, т.к. учащиеся получили необходимые навыки при поисковом чтении и в основном смогли заполнить информационную таблицу.

При выполнении апробационного задания были выявлены затруднения, которые дети испытывают при смысловом чтении.

Поэтому  следует организовать дальнейшую работу по формированию и развитию УУД учащихся при смысловом чтении.

Так, для того, чтобы дети смогли правильно определить отличительные признаки объектов, нужно подбирать задания, направленные на   установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Ребенок должен понимать, что  признаки, по которым предстоит сравнивать, должны быть однородными, он должен уметь выделить главные черты в изучаемых объектах и явлениях и выявить отличительные признаки объектов.

Задания к заполнению таблицы могут варьироваться: заполни пропуски, озаглавь таблицу, озаглавь колонки таблицы,  продолжи таблицу по образцу, исключи лишнее.

При формировании умения лаконично записать информацию  можно использовать задания на замену (замени предложение на словосочетание), выбор (выбери самый краткий ответ), распределение (распредели слова, словосочетания, предложения), исключение (убери все лишнее), выделение (выдели маркером ключевые слова).

В выборе учебных ситуаций важно правильно подобрать текст для работы. Он должен быть доступным, понятным, содержать информацию о двух и более объектах, явлениях, событиях.

Данную работу по формированию и развитию компетенций поискового чтения можно продолжить в рамках метапредметного курса «Учусь работать с таблицей», т.к. учебные ситуации вызвали интерес как со стороны учащихся, так и со стороны учителей. В результате поискового чтения и заполнения информационной таблицы дети усваивают текст осознанно, глубоко и более эффективно.

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 2 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика