Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Приёмы мотивации на уроках биологии.

Автор: Еловикова Наталья Николаевна

Приёмы мотивации на уроках биологии.

Учитель Еловикова Н.Н.

учитель химии и биологии МАОУ СОШ №1

 

Что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребенком, успешно играющим в компьютерные игры, и учеником, стремящимся учиться все лучше и лучше.

Очевидно, что у каждого из них активизирован мотив достижения успеха, избегая неудач, стремление к повышению уровня собственных возможностей.

На уроке необходимо создавать учебно-познавательную ситуацию, которая вводит учащихся в предмет темы, использовать такие приёмы, как постановка задачи, беседа о значимости темы, рассказ о том, как решается данная проблема.                                             Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт, ребятам понятны и интересны задачи, связанные с работой родителей, так как дети интересуются этим или помогают им. Поэтому такие понятия, как привесы, удои, урожайность, делают знания понятными и значимыми.

Очень важно, чтобы учитель имел установку: любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к уроку, я стараюсь продумывать  моменты, показывающие, почему это очень важно знать.

1.     Широко использую проблемные вопросы, проблемные ситуации. Изучая тему «Семя», спрашиваю у ребят: «Почему ваши мамы семена хранят в бумажных кулечках или в мешочках из ткани?», «Почему для посева мы используем крупные семена?». Тема «Корень»- «Почему песчаный карьер, расположенный за нашей школой не осыпается?»  Тема: « Витамины».(8класс). «Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний?»

В начале изучения темы «Генетика» ставится проблема:

™На Руси при выборе невесты родители принимали во внимание не только внешность, но и нрав. Особенно ценился миролюбивый характер, уступчивость, покладистость. Смотрели, какова работница и какое у неё здоровье.

™Говорили: «Жену выбирай не глазами, а ушами»,

™Брали «по хорошей славе». А еще присматривались к родне невесты до пятого колена: смотрели, нет ли пьяниц, буянов, сумасшедших.

™Даже пословица была: «Выбирай корову по рогам, а невесту по родам».

 Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению.

2.     Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.

Повышения мотивации   привлечением  внимания учащихся к изучаемой теме материалом, содержащим необычные сведения, способные пробудить интерес. Например, при изучении темы «Внешнее и внутреннее строение стебля» учащимся предлагается небольшое сообщение(можно  подготовленное  учеником)             «Оладьи через 15 лет».     Жители Новой Гвинеи дороже всех ценят невысокую пальму Метроксилон. Пятнадцать лет растет пальма и не цветет. А потом выбрасывает огромную метелку цветов. Но жители не ждут, пока созреют плоды. «Хлеб» у пальмы внутри ствола.Цветение – сигнал: хлеб созрел. Пальму срубают, раскалывают ствол пополам, добывают оттуда крахмалистую сердцевину и пекут вкуснейшие оладьи.   Островитяне едят оладьи почти каждый день – ведь одна пальма дает почти тонну оладий!   А европейцы из сердцевины пальмы делают крупу саго, за что и пальму называют саговой.  

Пример. Тема: «Тип Хордовые. Кл. Млекопитающие». (7 кл.)

Удивительный факт: - На уроке речь пойдет об очень опасном животном. Это животное не хищник, но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Как вы думаете – с каким животным мы будем знакомиться на уроке?

3.Прием «Разрешение парадоксов». При использовании этого приема на основе противоречий у учащихся формируется понятие об определенном объекте, в данном случае о сохранении физического здоровья человека.При изучении темы  «Значение физических упражнений для развития опорно-двигательной системы» учитель зачитывает: «Движения стали чувством мышечной радости, одной из форм бытия» (И.П.Павлов), «Упражняй себя в благочестии, ибо телесное  упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно» (Новый Завет, 1 Тим. 4:7-8). Давайте решим проблему, в чем противоречие в этих высказывание и какое высказывание более верно или верны оба высказывания.

4. Дополнение цели урока с помощью слов-помощников

¨Повторим

¨Изучим

¨Узнаем

¨Проверим

Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

             5. Выявление неполноты знаний учащихся.

При изучении темы «Цветок», выясняется что учащиеся уже знают о цветках. Что им не известно. Данный прием мотивирует детей на изучение нового материала на более высоком для них уровне.

Например:

Почему червяк ползет,

А не бежит и не идет?

Быстро двигаться не хочет –

Может, он ленивый очень?

Как вы думаете: почему червяки медленно ползают?

             6.Формулировка личностно-значимого вопроса:

Например:

В начале изучения темы «Птицы» спрашиваю у учеников: что бы вы хотели узнать о птицах? (отвечают по цепочке – могут записать вопрос в тетрадь).

             7. Проведение нестандартных уроков: «Животные на страже мира», «Суд над насекомыми»   Психологи утверждают, что развитие ребенка осуществляется преимущественно через игру. Игровые моменты на уроках активизируют познавательную деятельность учеников, помогают акцентировать внимание на определенных явлениях, устанавливать причинно-следственные связи.

Например, при изучении темы «Паразитические черви» ученики разыгрывают сценку из народной сказки. Братец Иванушка просит у сестрицы Аленушки воды напиться из пруда. А сестрица Аленушка ему запрещает. Иванушка не слушается. Тогда сестрица Аленушка обращается к классу. Ученики рассказывают о заражении паразитическими червями.

              8. Прием семантизации,в основе которого лежит возбуждение интереса к смысловому значению слова. (Семантика – наука, изучающая смысловое значение слов и выражений.) - Всем известно растение из семейства сложноцветных мать-и-мачеха. А почему его так назвали? Оказывается верхняя сторона листа гладкая холодная (как мачеха), а нижняя мягкая (как мать). Почему устроены так листья этого растения, в чем проявляется приспособленность к среде обитания, мы постараемся выяснить на уроке.

               9. Прием динамичности, т е показ процессов, явлений в динамике. Постановка опытов, экспериментов.

            10. Прием значимости,при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, научной значимостью.

Урок «Многообразие и значение земноводных»:  - Земноводные полезны или опасны для человека и природы?

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 3 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика