Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Приёмы создания мотивации и учебной проблемы на уроках русского языка и литературы

Автор: Крылова Наталья Васильевна

 

Приёмы создания мотивации и учебной проблемы на уроках русского языка и литературы

Один из важнейших этапов современного урока – создание мотивационного поля. На этом этапе необходимо применять такие приемы, которые способствуют активизации учебной деятельности, вызывают интерес, желание выполнить учебную задачу. Мотивационный этап должен подготовить учащихся к восприятию учебной проблемы. Этап мотивации тесно связан с этапом актуализации, на котором учащиеся формулируют учебные цели. Существуют различные приемы мотивации: загадки, цитаты, продуктивные задания и др.

Тема урока: Согласование как тип подчинительной связи (8 класс).

На этапе мотивацииучащимся предлагается закончить загадку:

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Изменяюсь по родам,

Числам и падежам.

Люблю детей внимательных.

Кто я? (прилагательное)

Далее учащиеся вспоминают, что им известно о прилагательном:

·         Что вы знаете о грамматическом значении имени прилагательного?

·         Какова синтаксическая роль прилагательного в словосочетании и предложении?

·         В каких типах словосочетаний может употребляться прилагательное?

После этапа актуализации учащиеся готовы сформулировать тему урока:

·         О каком типе словосочетаний пойдет речь на уроке?

Формулируются цели урока:

·         Чему мы должны научиться на уроке?

Далее учащиеся выполняют учебное задание:

·         Укажите схемы словосочетаний по типу согласования:

 


1. прил. + сущ,

 


2. прил. + сущ,

 


3. прил. + наречие,

 


4. гл. + наречие

При выполнении данного задания учащиеся должны были отметить различную функцию имени прилагательного в словосочетании:

·         Почему словосочетания с прилагательными под цифрами 2, 3 не относятся к согласованию? (Прилагательные выступают в роли главного слова.)

Ученики пытаются определить затруднение:

·         Какое затруднение может возникнуть при определении словосочетаний по типу согласования? (Умение определять морфологические и грамматические признаки главного и зависимого слова в словосочетании.)

Затем формулируют учебную проблему:

·         Определите, в чем мы должны разобраться? (Какими частями речи могут быть выражены главное и зависимое слово при согласовании, какова грамматическая связь главного и зависимого слова при согласовании.)

 

Тема урока: Восклицательные предложения (8 класс).

На этапе мотивацииученикам предлагается рассмотреть слайд, на котором изображены смайлики. В ходе беседы ученики формулируют тему урока.

·         Что изображено на слайде?

·         Для чего употребляются смайлики? (Для выражения эмоций.)

·         Какие синтаксические средства употребляются для выражения эмоций? (Восклицательные предложения.)

·         Сформулируйте тему урока. (Восклицательные предложения.)

·         Какие признаки восклицательного предложения вы можете назвать? (Восклицательный знак.)

Далее предлагается учебное задание:

·         А сможете ли вы найти восклицательные предложения в тексте, в котором «потерялись» восклицательные знаки? Найдите восклицательные предложения и расставьте знаки.

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла —

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

 

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его — лови скорей!

Смотри — оно уж побледнело,

Еще минута, две — и что ж?

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живешь.

(Ф. И. Тютчев)

В тексте ученики должны найти три восклицательных предложения. В диалоге с учениками выясняем затруднение, возникшее при выполнении работы, задачи урока и учебную проблему.

·         Какое затруднение возникло у вас при нахождении восклицательных предложений?

·         Какие языковые средства помогают определить восклицательные предложения? (Восклицательные частицы, побудительные предложения.)

·         Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять восклицательные предложения по языковым средствам, характерным для данных предложений, правильно оформлять восклицательные предложения)

·        

Тема урока: Речевая характеристика героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (8 класс)

На этапе мотивациипредлагается подумать, о чем идет речь: простая, страстная, грубая, возвышенная, пафосная, выразительная, певучая, неграмотная. (Речь.)

На этапе актуализации вспоминаем отрицательных и положительных героев комедии.

·         Кто из героев комедии Д. Фонвизина «Недоросль» отличается грубой речью? (Простакова, Скотинин)

·         Кому из героев комедии принадлежит возвышенная речь? (Стародум, Правдин?)

·         Можем ли по характеру речи определить положительных и отрицательных героев комедии? Почему? (Отрицательные герои, представляющие собой необразованных людей, используют грубую речь. Положительные герои – представители добродетели –  говорят правильно, учтиво, вежливо).

·         Сформулируйте тему и цели урока. (Тема урока – «Речь героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Цель урока – определить, как речь героев характеризует их.)

Далее предлагается пробное задание:

·         Прочитайте  по ролям следующие сцены: действие 3, явление 1 (Стародум и Правдин) и действие 3, явление 3 (Те же, г-жа Простакова, Скотинин, Милон).

·         Какая из сцен кажется вам более динамичной и экспрессивной? Почему? (3 явление представляется более живым, выразительным)

·         Какое противоречие вы заметили? Почему речь положительных героев схематична, а речь отрицательных героев более яркая и выразительная?

·         Какой вопрос возникает у вас? (Какие черты характера подчеркиваются с помощью речи положительных и отрицательных героев, как это способствует раскрытию авторского замысла произведения?)

Тема урока: Проблема нравственного выбора в  повести В. Быкова «Сотников» (8 класс)

На этапе мотивации предлагается прослушать песню на стихи Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя…» и определить тему стихотворения. В стихотворении говорится о проблеме нравственного выбора и ответственности человека за свой поступок. Это стихотворение помогает определить и тему урока по повести В. Быкова «Сотников».

На этапе актуализации учащимся предлагается сравнить героев повести в начале и финале произведения. Учащиеся работают с таблицами, в которых приведены ключевые слов из текста, характеризующие героев. При сравнении формулируется проблемный вопрос: почему физически слабый Сотников достойно ведет себя и не боится смерти, а  сильный и выносливый Рыбак совершает предательство? Далее выполняется работа по анализу эпизодов.

Таким образом, выбор способов мотивации и целеполагания зависит от предметного материала, темы урока и  возможностей учащихся.

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика