Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Программа туристско-краеведческого клуба «Люблю тебя мой край родной!»

Автор: Щиголева Наталья Евгеньевна

СОГЛАСОВАНО                                                             УТВЕРЖДАЮ

 

Педагогическим Советом                               Директор МАОУ «Лицей № 5»

 

Протокол № ____от                                          _____________Н.Г.Носков

 

«____»_________20____г.                                 «____»__________20_____г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

туристско-краеведческого клуба «Люблю тебя мой край родной!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Пермь-2014

 

Пояснительная записка

Программа туристско-краеведческого клуба «Люблю тебя мой край родной!» для дополнительного образования в лицее рассчитана на учащихся 7-х классов. Главная цель программы - подготовка подрастающего поколения к жизни на базе всестороннего гармонического развития личности, формирования духовно и физически здорового образа жизни.

Основное средство образовательно-воспитательной, оздоровительной деятельности - детский туризм, включающий взаимосвязь, взаимодействие собственно туризма, краеведения, экологии, физического, духовного развития и воспитания, гражданского становления ребёнка.
Цели и задачи программы:

-формирование коммуникативных УУД;

- показать всестороннюю связь человека с окружающим миром, включить учащегося в активное познание своей малой Родины;
-воспитывать в школьнике лучшие духовно-нравственные качества, любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, мыслям и чувствам;
- приблизить учащихся к миру искусства, творчеству ;
- способствовать оздоровлению и физическому закаливанию.
Программа включает четыре тематических раздела и составлена из
расчёта 68 часов /по 2 часа в неделю/.
Содержание и формы работы.

Раздел 1. Наша  малая Родина.

1.

Наш микрорайон «Кислотные Дачи»

Знакомство с культурными и историческими местами микрорайона. Изучение истории  посёлка,  названий улиц, памятных мест.

Экскурсия в музей  химического завода им. С.Орджоникидзе.

Беседы со старожилами, изучение краеведческих материалов.

Формы отчёта: устный рассказ, мини-сочинения, доклады ,

Фото. Защита звания «знатока посёлка».

 

Наш город

Изучение истории г.Перми и Пермского края.

Современный облик и инфраструктура г.Перми

Пешие прогулки по памятным г.Перми и Орджоникидзевского района  г.Перми

Формы отчёта: доклады, фото, конференция, защита звания «знатока-экскурсовода».

Раздел 2. Мир природы.

 

2.

Природа – это мы, природа-это мир, который надо сохранить. Туристские тематические прогулки, экскурсии с элементами исследовательской работы.

Как спасти природу. Работы по очистке от бытового мусора лесополосы, прилегающей к МАОУ «Лицей № 5».

Операция «Кормушка» в течение всей зимы.
Итоговый поход в лесопарк 5-6 км.

Формы отчёта: рефераты, доклады, изготовление кормушек для птиц, изготовление памятки туриста и плакатов в защиту природы.

 

Семейства растений, экологическое равновесие, работа с определителями растений и животных, взаимосвязь между растениями и животными, географическая особенность природного комплекса Урала.

Экскурсия в Пермский зоопарк.
Форма отчёта: творческие работы ,доклады ,фотографии ,сбор материала, его сравнительный анализ ,защита звания «знатока природы».

 Операция «Кормушка» в течение всей зимы.

Раздел 3. Основы экологической культуры.

3.

Что такое экология. Экскурсия в  прилегающий  к лицею лесопарк с целью выяснения экологического состояния природного комплекса.

Выполнение индивидуальных экопроектов под руководством  старшеклассников.

Способы охраны природы /заповедники ,заказники, национальные парки, зоопарки, ботанические сады, питомники./ 

Охрана водоёмов и лесов.
Судьба природы - наша судьба: «Берегите воду», «Значение растений в жизни человека», «Разрушение почвы», «Для чего создаются зоопарки.»
Форма отчёта: экологическая викторина.

Участие в охране природы:  очистка территории лесопарка, примыкающей к  МАОУ «Лицей № 5»

Защита экопроекта.

 

Отрицательное влияние хозяйственной деятельности человека и поведения людей на природу: загрязнение воздуха и воды, сведение лесов, уничтожение растений и животных.

Животные, вымершие по вине человека.

Редкие растения и животные.

Ответственность каждого человека за своё поведение в природе.
Личное участие в практической работе по охране природы.
Форма отчёта: защита звания «знатока охраны природы», защита экопроектов.

Раздел 4. Туристские навыки.

4.

Туризм и его значение. Туризм в России.
Ориентирование по компасу.
Преодоление простейших препятствий в пешем походе: ручья, кочек, дороги, и т.д. 
Правила безопасности на туристской прогулке, экскурсии, походе.
Личная гигиена туриста. Оказание первой медицинской помощи: порез, ссадина, ушиб, потёртости, ожёг.
Умение организовать туристское соревнование, игру.
Уметь починить одежду, просушить обувь.
Уметь вести запись в дневнике похода.
Освоение «Кодекса туриста».
Формы отчёта: участие в туристических слётах, однодневный зачётный поход в лесопарк.
Зачётными материалами служат: письменные отчёты, защита должностей, творческие работы, отражающие участие в походе.

 

Учебно-тренировочные занятия на природе, пешие прогулки, однодневный поход в лесопарк, участие в проведении игр, конкурсов.
Безопасность туристических походов. 
Физическая подготовка туриста.
Ориентирование на местности.
Организация и подготовка к походу.
Определение целей и задач похода, выбор района путешествия.
Освоение туристических должностей. 
Техника движения и преодоление естественных препятствий.
Изучение района путешествия (географическое положение, исторические достопримечательности, природные особенности).
Общественно-полезная деятельность туристов.
Организация личного времени.
Формы отчёта: познавательная работа в пути и на привале.
Подведение итогов путешествия: оформление результатов наблюдений на маршруте. Личный и групповой дневник, рисунки, фотографии, творческие работы.
Защита звания «юный турист-краевед».

В результате освоения программы член туристско-краеведческого клуба должен уметь:
1.Проводить самостоятельные наблюдения в природе. Вести дневник наблюдений.
2.Узнавать в окружающем мире изученные растения и животных.
3.Сравнивать природные объекты и находить их существенные отличительные признаки.
4.Выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой.
5.Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.
6.Составлять рассказы о своей малой Родине, её культуре, истории, великих людях, достопримечательностях.
7.Ориентироваться на местности по солнцу, компасу, природным ориентирам.
8.Оказывать первую медицинскую помощь при обморожении, ожогах, солнечном ударе, ушибах, ссадинах.
9.Заботиться о своём здоровье, составлять режим дня.
10.Принимать правильное решение в экстремальных ситуациях (пожар, бедствие и т.д.)
11.Соблюдать правила охраны природы.
12.Определять варианты личного участия в сохранении природного окружения.
13.Оценивать своё и чужое поведение, осуждать проявление эгоизма, нечестности, жестокости.
14.Приобретать навыки и умения общения с разными возрастными группами.

15.Пытаться самостоятельно и справедливо разрешать конфликты со сверстниками.
Должны знать и понимать:
1.Основной закон экологии: « Всё связано со всем».
2.Неразрывность прошлого и настоящего в жизни человеческого общества.
3.Взаимосвязи растительного и животного мира в разных сообществах.
4.Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
5.Необходимость своего участия в общем деле охраны природы памятников истории и культуры.
Важное условие реализации данной программы - совместное творчество учащихся 7-х классов под руководством старшеклассников, возможность для ученика  поверить в себя и свои способности, воспитать любовь к природе, людям, Родине. 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 7 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика