Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Рабочая программа метапредметного курса «Публичное выступление» Класс: 7

Автор: Щиголева Наталья Евгеньевна

Муниципальное автономное образовательного учреждения  «Лицей №5» г. Перми

 

«Согласовано

Руководитель МО учителей

Обществоведческих наук

Протокол № ____ от

«___» _____________2014 г.

«Согласовано»                                    «Утверждаю»

Заместитель директора                    Директор МАОУ «Лицей №5»

МАОУ «Лицея № 5» по УВР             г. Перми

____________________ _____                ________________________

«___» ________________2014г   «___»________________2014г

 

 

 

 

Рабочая программа  метапредметного курса «Публичное выступление»

Класс: 7

 

 

 

Составитель: Захарова Елена Юрьевна,

Учитель истории и обществознания  

 

 

 

 

 

Г. Пермь

2014 – 2015 учебный год

Программа  метапредметного курса «Публичное выступление»

Данный курс рассчитан на 10 часов для  учащихся 7 класса.

Термин «публика» означает общество, социальная группа, сообщество, даже несколько лиц, иными словами, совокупность людей, являющихся объектом искусства, литературы, пропаганды, рекламы, просвещения.

Любая речь, направленная на публику: на друзей, соседей, коллег, одноклассников, единомышленников, граждан, горожан и т.д. – называется публичным выступлением.

Сейчас, в эпоху массовой культуры каждый человек по нескольку раз в день проводит публичное выступление – школьник у доски, студент на семинаре в ВУЗе, на сцене в детском саду, доклад на собрании, отчет на заседании, презентация товара или услуги клиентам и многое другое.

Люди почти всех профессий должны быть компетентны в публичных выступлениях. Те, кто более эффективно делает публичное выступление, быстрее достигают цели, власти, богатства, признания и даже любви.

Условия развития культуры публичного выступления:

1. Публичное выступление в обществе динамично развивается, если есть твердые убеждения в общественном сознании в свободе слова. Свобода слова в семье, в любви, на работе, среди друзей, в споре с начальником и т.д.

2. Мероприятия публичного выступления должны быть во всех социальных институтах: детских садах, школе, ВУЗе, фирмах и компаниях.

3. Публичное выступление сильно развивает и развивается посредством воли у народа к истине и правде. Двуличие, двойная мораль, коррупция, деспотия, ложь уничтожают культуру публичного выступления.

4. Публичное выступление развивает не только аналитическое мышление, но и лирическое. Литература, поэзия и другие виды искусства, в том числе культура чтения динамично развивают всю духовную культуру человека.

5. Люди на публичной должности – президент, премьер-министр, политики, менеджеры, торговые агенты, продавцы, старосты, активисты класса, журналисты, представители шоу-бизнеса, ученые, учителя, священники, - обязаны уметь публично выступать.

6. Публичное выступление – индикатор уровня лидерских качеств. Публика любит ушами и оценивает силу лидера через его публичное выступление.

Нужно учиться выступать публично. Потому что человек существо общественное, а не индивидуалистское, т.е. это лежит в природе и сущности человека.

Публичное выступление происходит в форме монолога, диалога или полилога. Но в любом виде выступления необходима связная четкая структурированная речь, не пресыщенная клише и словами-паразитами. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Развитие связной речи является первым и самым важным условием успешности обучения ребенка в школе.

Только обладая хорошо развитой связной речью можно давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений литературы и, наконец, непременное условие для написания программных изложений и сочинений.

 

 

Кол-во часов

Тема занятия

Объект оценивания

1

Вводное занятие. Мотивация учащихся

 

2

Знакомство. Монологическое высказывание о себе в ходе выступления перед сверстниками

Процесс спонтанного монологического высказывания о себе в ходе выступления перед одноклассниками в течение 1 минуты.

2

Спонтанное публичное

представление своей идеи семиклассником десятиклассникам

 

Спонтанное публичное

представление своей идеи семиклассником десятиклассникам в течение 1 минуты

 

2

Монологическое высказывание по поводу прочитанного текста перед сверстниками

Монологическое высказывание по поводу прочитанного текста на 1 минуту перед сверстниками.

 

2

Письменная речь. Составление текста рекламного объявления для сверстников

Умениесоставлять текст рекламного объявления для сверстников в течение 20 минут

 

1

Рефлексия

 

Итого 10 часов

К каждой теме имеется техническое задание, выделены вытекающие умения, критерии, параметры и показатели. А также прописана процедура проведения оценивания.

1)    Монологическое высказывание о себе в ходе выступления перед сверстниками

Объект оценивания – это процесс спонтанного монологического высказывания о себе в ходе выступления перед одноклассниками в течение 1 минуты.

Техническое задание учащимся. Тебе  необходимо в течение 1 минуты выступить перед  одноклассниками с рассказом о себе.Что рассказать о себе, ты решаешь сам. Твоя задача - выступить так, чтобы вызвать интерес к своей личности со стороны  слушателей. Перед выступлением тебе дается 2 минуты, чтобы обдумать то, о чем ты будешь говорить. Если после выступления ребята захотят задать тебе вопросы,  постарайся на них ответить. В начале выступления поприветствуй слушателей и назови себя.

Критерии

Критерии

Параметры

Показатели

1. Соответствие заданной теме «Рассказ о себе».

Выступление полностью соответствует  теме.

5

Выступление частично соответствует теме (1-2 фразы не относятся к рассказу о себе).

3

Выступление не соответствует теме.

0

2. Соответствие  заданному времени.

Длительность выступления соответствует заданному времени (отклонение не более 15 секунд)

5

Длительность выступления частично соответствует заданному времени (отклонение не более 30 секунд).

3

Длительность выступления не соответствует заданному времени (отклонение более 30 секунд).

1

Учащийся не смог выступить

0

3. Качество речи

Учащийся говорит громко. Речь хорошо слышна  слушателям, сидящим дальше всех от выступающего.

1

Учащийся говорит без заминок

2

В речи учащегося отсутствуют слова-паразиты

2

4. Взаимодействие со слушателями

Во время выступления смотрит на слушателей.

1

Во время выступления проявляет уместные эмоции (улыбка, мимика) и совершает уместные движения.

2

По окончании выступления ждет вопросов от слушателей, не уходит сразу на своё место.

2

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся

 в ходе процедуры оценивания, равняется 20.

 

Процедура оценивания

Порядок выступлений произвольный: по желанию учащихся.Если в школе  нет психолога,  педагоги, участвующие в процедуре оценивания, заранее определяют, кто из них будет проводить разъяснительную работу с учащимися. Учащиеся по очереди выступают. После каждого выступления педагог-психолог благодарит выступавшего и приглашает следующего ученика. Во время выступления эксперты оценивают выступление по разработанным критериям, заполняют протоколы. Один из экспертов засекает время на секундомере и после каждого выступления сообщает, сколько времени потратил на него участник. В течение всей  процедуры эксперты не комментируют выступления учащихся, не озвучивают полученные результаты.   Педагог не участвует в заполнении протоколов, так как  на него возложена роль модератора всего мероприятия, и он должен вовремя координировать действия учащихся.По окончании последнего выступления педагог проводит рефлексивную беседу с учащимися: какие трудности они испытывали в ходе выступления, было ли им интересно слушать выступающих, чем полезно для них было  проведенное мероприятие. Благодарит ребят за работу и сообщает, что на следующем занятии каждый из них получит оценочный лист с общей оценкой экспертов. После этого дети уходят, а эксперты остаются для подведения итогов. Данные из трех протоколов обобщаются в ходе совместного обсуждения и заносятся в оценочные листы учащихся. Педагог принимает активное участие в обсуждении, заполняет сводную ведомость в с результатами по классу в целом. Педагог (или классный руководитель) собирает оценочные листы, чтобы потом раздать их учащимся, анализирует результаты по сводной ведомости, использует полученные данные для подготовки следующего занятия с учащимися. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе забирает протоколы и копию сводной ведомости, которые  вкладывает в папку по мониторингу метапредметных результатов.

 

2)    Спонтанное публичноепредставление своей идеи семиклассником десятиклассникам

Техническое задание учащемуся: Предлагаем тебе возможность сформулировать свою идею по предложенной учителем тематике и передать эту идею своим наставникам – учащимся 10 класса. Для этого тебе необходимо:

1)      Внимательно выслушать педагога, который представит тематику проекта (или обозначит проблему, требующую поиска идей для ее решения)

2)      В течение 5-7 минут придумать идею реализации проекта (решения проблемы)

3)       В течение 1 минуты публично донести до десятиклассников свою идею

Умения:

1)     Умение сформулировать свою идею (мысль)

2)     Умение эмоционально представить свою идею

3)     Умение использовать речевые средства в публичном представлении своей идеи (мысли)

Критерии:

1.      Связность публичного представления идеи

2.      Вербальное взаимодействие с аудиторией

3.      Невербальное взаимодействие с аудиторией.

При оценивании используется накопительная система.

Критерии

Параметры

Показатели

Техника выступления

1.Учащийся говорит громко и внятно

2. Правильно ставит ударение

2.Не употребляет слова-паразиты

3.Учащийся говорит без заминок

1

1

1

1

Соответствие временным рамкам

1.Соответствует (отклонения не более 10 сек.)

2.Отклонение +/- 20 секунд.

2

 

0

Взаимодействие с аудиторией

1.Представился, приветствие, поблагодарил за внимание

2.Назвал тему своего выступления

3.Устанавливает зрительный контакт с адресатом

4.Проявляет уместные эмоции (улыбка, мимика)

5. Совершает уместные жесты

 

1

1

 

1

 

1

1

Использование иных приемов привлечения внимания

1.Использует вопросно-ответную форму предложений

2. Использует шутки, пословицы, поговорки

3. Использует примеры из истории, жизни, личного опыта

4.Использует иные необычные приемы (хлопок, песня, прыжок, фильм, анекдот и т.д.)

 

1

 

1

 

1

 

 

1

Формулировка идеи

1.Идея сформулирована связно, понятно

2.Предложен краткий план реализации идеи

 

1

1

Процедура оценивания

Для проведения процедуры оценивания

·         предоставляется кабинет педагога-психолога, в котором отсутствует школьная мебель. Стулья расставлены по  периметру кабинета.

·         приглашается группа учащихся 7 класса 8-10 человек,  педагог-организатор и члены жюри

·         в качестве жюри выступают: 1 ученик 7 класса (приглашенный из другой группы), 3 ученика 10 класса, 1 педагог-психолог

Учащиеся 7 класса, подлежащие оцениванию, а также члены жюри заранее ознакомлены с критериями оценивания.

Класс оснащен часами с секундной стрелкой, колокольчиком для подачи сигнала.

Педагог-организаторозвучивает тематику, не известную семиклассникам заранее, организует индивидуальную работу учащихся согласно техническому заданию, устанавливает порядок выступления учащихся, подает звуковые сигналы (колокольчик) для начала и окончания выступления.

Жюри  оценивают выступление согласно предложенным критериям на бланках. Обсуждение выступлений не проводится. Оценивание происходит после каждого выступления учащегося 7 класса в течение 1 минуты. Озвучивание результатов – по окончанию всех выступлений.

Учащиеся 7 класса действуют по техническому заданию.

Примерные темы для формулировки идей:

1.      Что нужно сделать, чтобы учиться стало интереснее?

2.      Как разнообразить досуг на перемене?

3.      Как поздравить ветеранов с праздником?

4.      Какие мероприятия необходимы для сплочения классного коллектива?

5.      Как стать здоровым и сильным?

6.      Что нужно сделать, чтобы стать успешным в учебе (спорте)?

 

3)Монологическое высказывание по поводу прочитанного текста перед сверстниками

Объект оценивания- монологическое высказывание по поводу прочитанного текста на 1 минуту перед сверстниками.

Техническое задание учащимся. В течение 10 минут прочитай текст и подготовь свое выступление. Выскажисвое мнение по поводу его содержания. Можешь использовать готовые конструкции:«Я согласен с мнением автора, потому что…», «Я не согласен с мнением автора, потому что…», «По моему мнению…», «Я полагаю, что…», «Я считаю, что…,  потому что….», «Я думаю, что…».Объясни, почему ты так считаешь. Твое выступление должно длиться не более 1 минуты.

В ходе выполнения данного задания будут оцениваться следующие умения:

1.     Умение формулировать свое мнение,

2.     Умение подбирать примеры для подтверждения своего мнения,

3.     Умение грамотно говорить.

Критерии

Критерии

Параметры

Показатели

1. Высказывание собственного мнения

Формулирование собственного мнения

(без пересказа текста)

 

2

Уместное использование словесных конструкций: «Я согласен с мнением автора, потому что…», «Я не согласен с мнением автора, потому что…», «По моему мнению…», «Я полагаю, что…», «Я считаю, что…,  потому что….», «Я думаю, что…»

2

2. Подборпримеров в подтверждение своего мнения

Наличие примеров из собственного опыта, литературы, истории

2

Использование содержания текста для подтверждения своего мнения

1

3. Качество речи

Голос громкий

2

Речь без запинки

1

Речь четкая, понятная

2

Речь без слов-паразитов

2

Максимальное количество – 16 баллов

Процедура оценивания

Процедура оценивания производится на отдельном занятии в присутствии экспертов (эксперты подбираются из числа учителей, реализующих модуль системы оценивания метапредметного результата). На мероприятии присутствуют учащиеся, педагог и 4 эксперта. Аудитория должна быть оснащена проекционным оборудованием и открыта за 10 минут до начала мероприятия, чтобы учитель-модератор мог подготовить раздаточные и презентационные материалы. В аудитории должно быть место для выступающего – трибуна, место перед слушателями у классной доски. 

Каждый учащийся получает небольшой текст. Тексты могут браться из интернета, научно-познавательных статей, методических пособий, литературных произведений. Тексты должны быть проблемного характера, доступными по возрасту учащимся и быть небольшого объема (7-10 предложений). Подготовкой текстов занимается учитель-модератор заранее. Тексты экспертам не известны.  Педагог объясняет задание и критерии его выполнения – 5 мин. (перечень критериев  и тексты – на экране). Учащиеся работают индивидуально, готовят устное монологическое выступление, содержащее их мнение по поводу данного текста. Время выполнения 10 минут, после чего учащиеся в порядке очередности выступают перед сверстниками.  По истечении 10 минут все выступления должны быть подготовлены, учащиеся слушают друг друга. Педагог следит за временным регламентом и дисциплиной в аудитории. Приглашает выступающего, дает сигнал к началу выступления, засекает время, дает сигнал по окончании времени. Он не дает оценочных суждений и не задает вопросов по содержанию выступления. На экране представлен текст, по которому выступающий подготовил монологическое выступление. Учащиеся, работающие с этим текстом, приглашаются по желанию.  Эксперты проводят оценивание каждого выступления согласно разработанным критериям. Они не принимают участия в обсуждении выступления, не задают вопросов выступающим. Оценки заносятся в лист оценивания. По окончании выступлений разговор рефлексивного характера с учащимися.  В это время эксперты высчитывают средний балл от суммы баллов по каждому критерию. Затем средние баллы в строке каждого ученика суммируют и определяют уровень сформированостиметапредметного результата - умения высказать свое мнение по поводу прочитанного текста перед сверстниками, у каждого учащегося. В итоговый протокол заносится оценка, выставленная как среднее арифметическое оценок экспертов по правилам математического округления.В конце занятия председатель жюри подводит итоги, отмечает отличившихся учащихся, всех благодарит за работу.

4)    Составление текст рекламного объявления для сверстников

Объект оценивания: письменное рекламное объявление о предмете

Техническое задание:На  листе формата А4 составьте текст  рекламного объявления  для одноклассников о продаже какого-либо предмета

Текст объявления должен быть  не более 35 слов с картинкой или рисунком.

Знакомство с критериями оценивания.

Текст объявления должен быть настолько эмоциональным, чтобы адресату захотелось купить этот предмет.

Критерии:

критерии

параметры

показатели

1)Содержание объявления

Наличие побудительных предложений

Да – 1б

Нет – 0б

 

использование эмоционально окрашенных языковых средств

Да – 1б

Нет - 0б

 

наличие характеристик предмета (цвет, размер и т.д.)

Да – 1б

Нет –0б

 

наличие контактной информации

Да – 1б

Нет - 0б

2)Дизайн объявления

соразмерное использование пространства листа

Да – 1б

Нет – 0б

 

 соответствие теме рекламного объявления

Да – 1б

Нет – 0б

 

Наличиекартинки (рисунка)

Да – 1б

Нет – 0б

           Процедура оценивания производится на отдельном уроке в присутствии независимых экспертов (подбираются из числа учителей, не работающих в данном классе, но реализующих модуль системы оценивания метапредметного результата).Учащиеся заходят в аудиторию, рассаживаются по местам и получают лист с техническим заданием и чистый лист формата А4. Учитель дает вводную задачу (без какого предмета вы не можете прожить? Что бы вам хотелось получить? Какой предмет вам не нужен, но вы готовы его предложить другим и т.д.). На выполнение задания дается 20 мин., после чего учащиеся сдают работы экспертам.   Эксперты проводят оценивание каждого объявления согласно разработанным критериям. Они работают независимо в разных кабинетах. Баллы заносятся в заранее подготовленные бланки оценивания. В случае возникновения спорных ситуаций эксперты обмениваются работами для вынесения единого решения.

 

 

 

 

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 4 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика