Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

План на 2012 год

 

Программа апробационной деятельности

«Формирование и оценка коммуникативных УУД гимназистов

в рамках ООП ООО с этнокультурным содержанием образования»

 

 

Авторы программы:

Исмагилова Н.Г. – директор МБОУ «Бардымская гимназия»

Атнабаева Э.Н. – заместитель директора по инновационой работе

Тайсина Я.Г. – заместитель директора по учебной работе

Филинова Ф.С. – заместитель директора по воспитательной работе

Научныйруководитель:

 Фаязова А.Ф. - начальник ОЭП ЦРО ПК, к.п.н.

2012

  1. Обоснование актуальности выбранной темы.

В Бардымской гимназии образовательный процесс ведется на двух языках – татарском и русском. Программа национально-регионального компонента реализуется как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Усиление воспитательного потенциала в образовательном процессе также во многом происходит за счет реализации данного компонента. Важной составляющей является сфера дополнительного образования детей, которая широко представлена системой факультативов, спецкурсов, кружков, секций, клубов, способствующих расширению коммуникативного пространства и повышению познавательного интереса к традициям и обычаям народов Пермского края и России. Специфика образовательного процесса в гимназии отражается и на воспитательной системе «От культуры диалога к диалогу культур», где особое значение придается развитию толерантных отношений, межнациональному общению, межкультурной коммуникации учащихся.

Актуальность выбранной темы для апробации обоснована необходимостью привести имеющуюся программу этнокультурного содержания образования Бардымской гимназии в соответствие с требованиями ФГОС нового поколения и необходимостью обновления системы развития коммуникативных умений у обучающихся и системы ее оценивания.

  1. Цельапробационной деятельности: разработка и апробация системы формирования и оценки коммуникативных умений в рамках ООП ООО с этнокультурным содержанием образования (далее ЭСО)  .  
  2. Предметы апробации и их краткое описание.
  3. Модельэтнокультурного содержания образования и программа ее реализации (содержательный раздел ООП ООО), разработанные в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Программа ЭСО «От культуры диалога к диалогу культур» будет реализована через урочную и внеурочную деятельности обучающихся с использованием проектной и исследовательской деятельности, а также систему воспитательных мероприятий, реализуемых на основе интерактивного принципа и сетевого взаимодействия (внешнего и внутреннего).
  4. Система развития и оценки коммуникативных УУД в гимназии, разработанная на основе модели ЭСО. Механизмом ее реализации станут программы учебных предметов и программы внеурочной деятельности по разным направленностям, а также программа развития воспитательной системы гимназии.

 В сфере развития коммуникативных УУД приоритетное внимание будет уделено развитию речевой деятельности как основы коммуникативной компетентности обучающихся. Введение этнокультурного содержания будет обеспечиваться  использованием проектных и исследовательских методов, которые мы рассматриваем как эффективное условие  развития коммуникативных умений у обучающихся. В модели внеурочной деятельности будет использован механизм социального взаимодействия (в рамках деятельности школьного этнографического музея, в рамках различных кружков и спецкурсов, в рамках традиционных воспитательных мероприятий с этнокультурной и поликультурной направленностями). Оценка уровня развития речевой деятельности обучающихся будет осуществляться при помощи разработанного диагностического инструментария, который предстоит апробировать.

  1. Масштаб апробации.

Апробация развития и оценки коммуникативных УУД учащихся пройдет в 5 классах через урочную и внеурочную деятельность. В апробации будут участвовать учителя русского и татарского языков, истории и обществознания, географии, изобразительного искусства, музыки, технологии, ритмики и физической культуры, классные руководители, педагоги дополнительного образования (14 педагогов и 4 работника администрации).

  1. Ожидаемые результаты апробационной деятельности.

Проектировочный этап

Май 2012 – июнь 2013

Апробационный этап

Июнь 2013 – апрель 2014

Завершающий этап

Май-июнь 2014

  1. Модели введения и реализации ФГОС ООО в гимназии
  2. Модель деятельности апробационной площадки.
  3. Модель этнокультурного содержания образования (ЭСО).
  4. Модель внеурочной деятельности в гимназии с компонентом ЭСО.
  5. Модель системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
  6. Программа развития воспитательной системы «От культуры диалога к диалогу культур».
  7. Программы учебных предметов и курсов с компонентом  ЭСО.
  8. Программы внеурочной деятельности с компонентом  ЭСО.
  9. Модель психологического сопровождения Программы ЭСО.
  10. Разработка нормативных локальных документов по подготовке к введению ФГОС ООО и апробационной деятельности.
  1. Апробация и корректировка всех моделей.
  2. Доработка диагностического инструментария.
  3. Апробация программы развития воспитательной системы гимназии и программ внеурочной деятельности.
  4. Доработка основной образовательной программы ООО с этнокультурным содержанием образования.
  5. Апробация программ учебных предметов и курсов с компонентом ЭСО.

 

Анализ и обобщение опыта в форме выступлений и публикаций педагогов – апробаторов.

  1. Система оценивания ожидаемых результатов

Ожидаемые результаты

Способы, механизмы предъявления и оценивания

ожидаемых результатов

Разработана модель введения и реализации ФГОС ООО в гимназии

План мероприятий по подготовке ОУ к введению ФГОС в основной школе. Обсуждение и получение одобрения на общешкольной родительской конференции. Утверждение плана на педсовете и приказ директора.

Разработана модель реализации деятельности апробационной площадки.

Программа и отчеты об апробационной деятельности, одобренные специалистами регионального ресурсно - методического центра

Разработана модель этнокультурного содержания образования (ЭСО)

Представленность модели в Программе ЭСО, разделе ООП ООО.

Разработана модель внеурочной деятельности в гимназии с компонентом  ЭСО.

Представленность модели в программе развития воспитательной системы гимназии.

Разработана и реализуется система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО

Обсуждение и поддержка родителей на общешкольной конференции. Экспертное заключение специалистами РМЦ.

Разработана и реализуется программа развития воспитательной системы «От культуры диалога к диалогу культур».

Представленность программы в разделе ООП ООО.

Разработана основная образовательная программа ООО с этнокультурным содержанием образования

Экспертное заключение ЦРО ПК.

Разработаны программы учебных предметов и курсов с ЭСО

Рассмотрение и утверждение методическим советом, учебной частью ОУ.

Разработаны программы внеурочной деятельности с ЭСО.

Рассмотрение и утверждение методическим советом, учебной частью ОУ.

Разработана Модель психологического сопровождения Программы ЭСО.

Рассмотрение творческой группой педагогов - апробаторов и утверждение методическим советом гимназии.

Апробация и корректировка моделей введения ФГОС, апробационной деятельности, программы ЭСО.

Апробация, отчет, рассмотрение результатов на заседаниях ТГ педагогов-апробаторов. Отчетность по требованию в вышестоящие органы образования.

Совершенствование системы оценивания достижения планируемых результатов освоения ООП ООО

Рассмотрение результатов реализации системы оценивания на родительских форумах, педагогических советах, внесение изменений и одобрение. Отчетность по требованию в вышестоящие органы образования.

Апробация Программы  ЭСО, раздела ООП ООО

Рассмотрение результатов реализации ООП ООО с ЭСО на родительских форумах. Отчетность по требованию в вышестоящие органы образования.

Анализ и обобщение опыта апробационной деятельности педагогов и управленцев.

В форме выступлений и публикаций педагогов – апробаторов.

  1. Перечень ожидаемых продуктов апробационной деятельности
  2. Раздел основной общеобразовательной программы - Программа этнокультурного содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения: преемственность начальной и основной ступеней.
  3. Модель введения и реализации ФГОС ООО в гимназии.
  4. Модель этнокультурного содержания образования (ЭСО) «От культуры диалога к диалогу культур».
  5. Модель внеурочной деятельности в гимназии с компонентом ЭСО.
  6. Программа развития воспитательной системы «От культуры диалога к диалогу культур».
  7. Программы учебных предметов и курсов с компонентом ЭСО.
  8. Система развития и оценивания коммуникативных УУД гимназистов.
  9. Модель психологического сопровождения Программы ЭСО.

 

  1. Описание механизмов взаимодействия с родителями и социальным окружением школы при выстраивании программы апробационной деятельности.
  2. Привлечение Управляющего совета к разработке стратегических вопросов введения ФГОС в основной школе и определение содержания образовательной программы ООО.
  3. Проведение общешкольных родительских конференций/собраний по организации и ходу реализации апробационной деятельности гимназии в рамках обозначенной темы. Тематические классные родительские собрания и тренинги для родителей 5 классов по развитию социализированной речи у детей и родителей.

3. Включение социальных партнеров  в разработку и реализацию социальных проектов с этнокультурным содержанием на муниципальном, краевом, и международном уровнях.

  1. Создание страницы на сайте гимназии и отражение подготовки ОУ к введению ФГОС на основной ступени обучения и реализации апробационной деятельности по формированию коммуникативных умений в рамках ООП ООО с этнокультурным содержанием образования.
  2. Раздел об апробационной деятельности  гимназии в публичном отчете.

 

  1. Описание научно-методического, методического сопровождения апробационной деятельности школы на уровне муниципалитета, региона.

Деятельность апробационной площадки осуществляется под руководством ответственного за введение ФГОС в муниципальном органе управления образованием Ибрагимовой Г.Р., заведующей муниципальным методическим кабинетом – организационное руководство и методическая помощь.

Работа апробационной площадки координируется региональным ресурсно-методическим центром на базе ГБОУ ДПО ЦРО ПК. Входим в состав ВТК «Проектирование основной образовательной программы ООО: целевой и организационный разделы» на 2011-13гг. – координация и научно-методическое обеспечение апробационной деятельности. Научный руководитель: Фаязова А.Ф. - начальник ОЭП ЦРО ПК, к.п.н., руководитель направления АП. Ведется плановая работа на базе ЦРО ПК: установочно-проектировочные и проектировочные семинары, круглые столы. На базе гимназии – установочные, проектировочные семинары, педсоветы  с педагогами-апробаторами и администрацией.

  1. Аннотация апробационной деятельности.

Апробационная деятельность Бардымской гимназии отражает специфику образовательного процесса, реализующего этнокультурное содержание образования. Разработка и апробация системы формирования и оценки коммуникативных умений в рамках ООП ООО с этнокультурным содержанием образования позволит решить проблему развития речевой деятельности гимназистов. Это направление будет реализовано в учебной и внеучебной деятельности. Разработанные модели введения и реализации ФГОС в гимназии, модель этнокультурного содержания образования, модель внеурочной деятельности, модель системы оценивания достижений планируемых результатов освоения программы, модель развития коммуникативных УУД будут способствовать проектированию и реализации разделов ООП ООО в условиях введения ФГОС нового поколения.

  1. Программа апробационной деятельности на 2 года

Этап реализации программы

Основные действия

Ожидаемые

результаты

Способ

оценивания

Продукты

Проектировочный этап

Май 2012 –

июнь 2013

 

  1. Изучение документов по введению ФГОС ООО.

Знание концептуальных положений новых стандартов. Продуктивное участие педагогов в разработке апробационной деятельности по своему направлению

  1. Приказы о об организации апробационной деятельности в гимназии.

 

 

 

  1. Разработка модели ЭСО.

Определение содержания модуля ООП

Экспертная оценка специалистами ЦРО

Одобренная модель

  1. Разработка ОПП ООО с ЭСО

Готовность к введению ФГОС ООО

Экспертная оценка специалистами ЦРО

Положительная рецензия на ООП ООО

  1. Обсуждение Управляющим советом

- модели введения ФГОС в гимназии

- модели ЭСО

- системы оценки достижений планируемых результатов освоения ООП ООО.

Внесение изменений в ООП, обеспечение общественного управления образовательным процессом.

Количество и качество обсуждения вопросов введения ФГОС.

Откорректированная ООП ООО.

  1. Разработка программы апробационной деятельности

Создание условий эффективной деятельности АП

Экспертная оценка специалистами ЦРО

Утвержденная программа

  1. Составление учебного плана

Определение учебных предметов и внеурочных занятий с ЭСО

Рассмотрение и принятие на ПС

Утверждение УП

  1. Разработка рабочих программ учебных предметов с введением ЭСО

Определено ЭСО и обеспечена реализация системно - деятельностного подхода.

Контроль и утверждение рабочих программ на МС.

Рабочие программы учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС.

  1. Программа развития воспитательной системы «От культуры диалога к диалогу культур»

Готовность к введению ФГОС ООО

Экспертная оценка специалистами ЦРО

Положительная рецензия на данный раздел в составе ООП ООО

  1. Разработка программ внеурочной деятельности, учитывающих ЭСО

Увеличение кружков и спецкурсов с ЭСО с использованием культуротворческих практик.

Контроль и утверждение документов на МС

Экспертная оценка и утверждение программ

  1. Программа психологического сопровождения процессов формирования коммуникативных умений учащихся

Обеспечение развития коммуникативных умений средствами тренингов для учащихся и родителей.

Контроль и утверждение документов на МС

Утвержденная программа

 

  1. Мониторинг результатов апробационной деятельности

Обеспечение эффективности апробационной деятельности

Экспертная оценка специалистами ЦРО

Модуль системы оценивания коммуникативных умений учащихся

 

Проектировочные семинарыс административной командой и педагогами по моделированию ФГОС в гимназии, по разработке модели апробационной деятельности, по модели ООП с этнокультурным содержанием образования, по разработке системы оценки достижения результатов ООП ООО, по разработке учебных программ и др.

Развитие проектировочных и оценочных действий учителей.

Экспертная оценка специалистами ЦРО

Проекты по всем направлениям апробационной деятельности

 

Разработка дидактических материалов к учебным программам, модулю ООП ООО с этнокультурным содержанием образования;

Обеспечение образовательного процесса материалами.

Апробация дидактических материалов и оценка ТГ

Банк дидактических материалов

Апробационный этап

Июнь 2013 –

апрель 2014

Установочные семинарыпо организации апробационной деятельности педагогов;

Скоординированные действия ТГ педагогов-апробаторов

ВШК – посещение уроков и внеурочных занятий с ЭСО

План работы по апробации моделей и программ

Рефлексивные семинары по коррекции учебно-тематических планов учебных программ, модуля ООП ООО с этнокультурным содержанием образования;программ внеурочной деятельности.

Повышение эффективности апробационной деятельности

Контроль и утверждение документов на МС

Обновленные планы

Психологическая поддержка обучающихся 5 классов,  родителей, педагогов-апробаторов

Тематические классные родительские собрания и тренинги для родителей 5 классов по развитию социализированной речи у детей и родителей.

Использование социализированной речи в семье и улучшение отношения детей и родителей.

Социоисследования: анкетирование детей и родителей, наблюдения и беседы. Отзывы учителей.

Анализ социоисследований.

Работа с родителями и общественностью

Проведение общешкольных родительских конференций/собраний по организации и ходу реализации апробационной деятельности гимназии в рамках обозначенной темы.

Решение проблем формирования коммуникативных умений школьников в свете требований ФГОС.

Обсуждение проблем и изучение мнения родителей о ходе апробационной дятельности по обозначенной теме.

Откорректированная  программа апробационной деятельности.

Участие родителей в разработке и реализации социальных проектов с этнокультурным содержанием.

Реализация социальных проектов, проведение КТД, мероприятий с ЭСО.

Изучение мнения и положительные отзывы детей и родителей о проведенных мероприятиях.

Опыт социального проектирования и организации совместной работы с родителями.

Создание и постоянное обновление страницы на сайте гимназии и отражение подготовки ОУ к введению ФГОС на основной ступени обучения и реализации апробационной деятельности.

Информационное обеспечение общественности о вопросах подготовки введения ФГОС на основной ступени обучения в гимназии.

Контроль заполнения страницы администрацией и своевременный публичный отчет. Общественное мнение.

Страница на сайте гимназии.

Отражение хода апробационной деятельности в публичном отчете.

Раздел в публичном отчете.

Отслеживание сформированности коммуникативных умений гимназистов в рамках ООП ООО с этнокультурным содержанием образования

Мониторинг процессов формирования коммуникативных умений учащихся

Апробация диагностических материалов

Анализ и корректировка апробационной деятельности

Завершающий этап

Май-июнь 2015

 

Анализ и обобщение результатов апробационной деятельности;

Подведение итогов апробационной деятельности

Экспертная оценка специалистами ЦРО

Отчет об апробационной деятельности

Оформление результатов апробационной деятельности;

 

 

 

Выпуск сборника с учебными и методическими материалами по результатам апробации;

Обобщение опыта апробационной деятельности и работы педагогов-апробаторов

Спрос на обобщение опыта в профессиональной среде

Сборник и тексты выступлений. Протоколы и материалы НПК, семинаров.

Участие в работе НПК с выступлениями, проведение мастер-классов, семинаров для педагогов и управленцев ОУ Пермского края

 

Прикрепленный файл: .docx

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 4 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика