Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

"Подготовка к введению ФГОС в основной школе". Региональная научно-практическая конференция.

Дата проведения: 10.12.2013

Министерство образования Пермского края, ГБУ «Институт развития образования Пермского края», 10 декабря 2013 года проводят региональную научно-практическую конференцию "Подготовка к введению ФГОС в основной школе".


10 декабря 2013 года в лицее № 8 г. Перми прошла краевая научно-практическая конференция  апробационных площадок ФГОС ООО «Подготовка к введению ФГОС в основной школе».

Конференция была организована  ГБУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» по заданию регионального Министерства образования и науки.

В конференции приняли участие около 350 работников образовательной сферы региона: педагогов, руководителей образовательных учреждений, специалистов управлений образованием и методических служб  муниципалитетов.

На конференции обсуждались следующие вопросы:

  1. Содержание и механизмы научно-методического, организационно-методического сопровождения введения ФГОС ООО в Пермском крае в 2013 и в 2014 годах на региональном и муниципальном уровнях.
  2. Содержание и механизмы организации деятельности по апробации ФГОС ООО в 2013 и 2014 годах на институциональном уровне.
  3. Результаты экспертизы программ деятельности апробационных площадок ФГОС ООО Пермского края. Организация деятельности апробационных площадок ФГОС ООО в 2014 г.

На 9 секциях конференции был представлен опыт апробационных площадок и муниципалитетов Пермского края  по разработке и реализации отдельных инновационных образовательных и управленческих практики, адекватных ФГОС ООО. 

Результаты работы конференции нашли отражение в Решении конференции.

Ниже представлены материалы пленарного заседания и работы секций. Все материалы доступны для скачивания. 


ПЛЕНАРНОЕ  ЗАСЕДАНИЕ

  1. Двухуровневая модель мониторинга метапредметных результатов учащихся основной школы: результаты реализации краевого проекта. В.Р. Имакаев, зав. каф. образовательных технологий высшей школы ПГНИУ, д.ф.н. Видеозапись выступления, Часть 1; Часть 2; Часть 3; Часть 4; Часть 5; Часть 6; Часть 7; Часть 8
  2. Формирование гражданских качеств учащихся с помощью воздействия образовательной среды в ориентирах ФГОС ООО. А.Б. Суслов, зав. каф. новой и новейшей истории России ПГГПУ, директор Центра гражданского образования и прав человека, д.и.н, профессор. Видеозапись выступления

  3. Возможности и перспективы реализации эффективных практик и механизмов достижения личностных результатов  образования (на материале апробации ФГОС ООО). Э.С. Копысова, в.н.с отд. экспертизы образовательных программ ИРО ПК, к.п.н. Видеозапись выступления
  4. Проектирование разделов основной образовательной программы – продуктивный способ создания условий для развития личности обучающихся и педагогов в рамках введения  и реализации ФГОС основного общего образования. А.Ф. Фаязова, нач. отд. экспертизы программ ИРО ПК, к.п.н. Э.С. Копысова, в.н.с отд. экспертизы образовательных программ ИРО ПК, к.п.н. Видеозапись выступления
  5. Реализация проекта научно-методического сопровождения работы апробационных площадок Пермского края по направлению «Особенности преподавания учебных предметов и оценивания образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО» в 2013 г.. А.А. Акулов, нач. отд. ФГОС ИРО ПК, к.б.н. Э.С. Копысова, в.н.с отд. экспертизы образовательных программ ИРО ПК, к.п.н. Видеозапись выступления
  6. Формирование и оценка cформированности познавательных УУД. В.Н. Павелкин, в.н.с. отд. ФГОС ИРО ПК, к.м.н. Видеозапись выступления
  7. Об организации инновационной деятельности по освоению ФГОС ООО в Пермском крае. О результатах и перспективах Н-М сопровождения АП ФГОС ООО. О.С. Таизова, с.н.с. сектора стратегического планирования  ИРО ПК. Видеозапись выступления, Часть 1; Часть 2

РАБОТА СЕКЦИЙ

На 9 секциях конференции был представлен опыт апробационных площадок и муниципалитетов Пермского края  по разработке и реализации отдельных инновационных образовательных и управленческих практики, адекватных ФГОС ООО. 

1. «Апробация механизмов и технологий усиления воспитательной компоненты в условиях реализации  ФГОС ООО» 

Руководитель: Элеонора Степановна Копысова, в.н.с отдела экспертизы  образовательных программ ИРО ПК, к.п.н.
В секции приняли участие 36 человек, представители образовательных учреждений гг.Перми, Александровска, Краснокамска, Нытвы, Чусового; районов – Бардымского, Большесосновского, Карагайского, Кунгурского, Пермского, Сивинского, Частинского.  Было представлено 9 выступлений.
В начале работы секции была использована новая форма организации - эксперт – сессия, в ходе которой была дана оценка содержанию пленарного заседания конференции, выявлены наиболее значимые позиции учёных, руководителей ВТК – АП  и крупных региональных проектов.
В рамках работы секции обсуждались наиболее актуальные вопросы -  интеграция учебной и внеурочной деятельности, воспитательное пространство ОУ-АП на этапе апробационной деятельности, система оценивания результатов, сетевое взаимодействие, инновационные технологии, социальные практики.
Участниками секции было высказано предложение – сетевое взаимодействие между апробационными площадками – организация общения воспитанников посредством летнего сетевого лагеря.
Работа на секции была оценена как плодотворная, наполненная анализом практического опыта  деятельности АП, который можно использовать.

Список выступающих

Презентации


2. «Особенности преподавания учебных предметов и оценивания образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО»

Руководитель: Александр Алексеевич Акулов, нач. отдела ФГОС ИРО ПК, к.б.н.
На заседании секции присутствовало 26 учителей – представителей апробационных площадок 10 районов Пермского края (Кунгурский, Чернушенский, Пермский, Суксунский, Кудымкарский, Нытвенский, Красновишерский, Добрянский, Чусовской, Чердынский), городов Пермь, Краснокамск, Кунгур, Лысьва, Нытва. Заслушаны доклады 12 учителей – участников проекта. Представленные материалы апробированы в учебном процессе, результаты их применения соответствуют требованиям ФГОС.

Список выступающих

Презентации


3. «Формирование и оценка сформированностипознавательных УУД»

Руководитель: Владимир Николаевич. Павелкин, в.н.с. отдела ФГОС ИРО ПК, к.м.н.
На секции присутствовало 20 человек. 13 из них выступили с докладами, среди них 9 человек – участников проекта «Сопровождение апробации формирования и оценки сформированности познавательных УУД» (Рук. В.Н.Павелкин). Содержание докладов в основном касалось условий формирования познавательных УУД. В большей части таких докладов говорилось об условиях формирования УУД «формулирование проблемы», главным условием является проблемная ситуация на уроке. В этих докладах приводились проблемные задания по разным предметам основной школы. В некоторых докладах представлен опыт формирования познавательных УУД во внеурочной деятельности посредством краткосрочных курсов. В докладе зам. директора лицея № 1 г. Кунгура Лепихиной И.Н. говорилось о проблемах, связанных с сопротивлением учителей введению ФГОС, и о методах решения этой проблемы администрацией лицея.
Список выступающих

Презентации


4. «Результаты проектирования и апробации образовательных практик, направленных на развитие личности обучающихся и педагогов в условиях введения ФГОС основного общего образования»

Руководители: Альфия Фаритовна Фаязова, нач. отдела экспертизы программ ИРО ПК, к.п.н.,
Голева Т. Г., вед научный сотрудник ИРО ПК

На секции присутствовало 56 человек. Подготовлено 18 выступлений.
Содержание выступлений включали:
•    различные механизмы реализации основной образовательной программы – программа этнокультурного содержания образования, программы внеурочной деятельности, инновационные проекты, исследовательские проекты;
•    различные этапы, аспекты проектирования основной образовательной программы ООО – смыслообразования и моделирования, процесса, условий и результатов;
•    способы предъявления нового содержания – дни погружения; компетентностные задания; индивидуальные образовательные маршруты, инновационные образовательные практики; учебное проектирование и т.д.
Список выступающих
Презентации

 


5. «Оценка сформированности у обучающихся готовности и умений следовать ЗОЖ»

Руководитель: Наталья Владимировна Лядова, в.н.с. отдела ФГОС ИРО ПК, к.б.н.
На секции присутствовало 9 человек из 7 муниципальных районов. В выступлениях были представлены итоги работы в качестве апробационной площадки по направлению «Разработка и реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО».
В качестве итогов были представлены продукты в виде типовых заданий по формированию как УУД, так и предметных компетенций в сфере ведения здорового образа жизни (ЗОЖ) с критериальной системой оценивания выполнения этих заданий (МБОУ «Рождественская СОШ» Карагайского района, МАОУ «СОШ 3» г. Краснокамска, МАОУ «Гимназия» г. Чернушки), а также система оценивания  эффективности реализации программы по формированию ЗОЖ (МБОУ «Бардымская гимназия» Бардымского района). Выступления активно обсуждались участниками секции.
В докладе руководителя секции Н.В. Лядовой были изложены итоги 2013 года, оцененные как значимые, но еще не апробированные,  и перспективы работы в 2014 году по реализации апробационными площадками программ формирования культуры здорового и безопасного  образа жизни обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Наиболее актуальными в следующем году участниками секции были названы дальнейшая разработка критериальных систем оценивания достижений ожидаемых результатов сформированности у обучающихся готовности и умений следовать здоровому образу жизни и апробация этих систем в образовательной практике. Участниками было высказаны пожелания сохранения и развития сотрудничества с ИРО ПК по данному направлению.
Список выступающих
Презентации

 


6. «Оценка метапредметных образовательных результатов в основной школе»

Руководитель: Маргарита Петровна Афанасьева, нач. центра оценки качества образования ИРО ПК
Список выступающих
Презентации


7.  «Инновационные образовательные практики формирования метапредметных умений у учащихся основной школы»

Руководитель:  Татьяна Викторовна Коротаева, с.н.с. отдела профессионального развития педагогов ИРО ПК
В работе секции приняли участие 65 педагогов Пермского края. Выступили с обобщением опыта работы 10 человек из 10 территорий Пермского края (г. Березники, г. Пермь, Александровский, Бардымский, Березовский, Добрянский, Краснокамский, Оханский, Пермский, Чердынский районы).
Участники секции отметили актуальность и практическую значимость представленного опыта. За два года работы в режиме апробации произошла идентификация и осознание педагогами специфики метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО; обеспечено понимание механизмов формирования конкретных метапредметных образовательных результатов, состоялась апробация этих механизмов, таких как краткосрочные курсы, проектные мастерские, творческие лаборатории, образовательные события и других. Определено место формирования метапредметных результатов в вариативной части учебного плана и в плане внеурочной деятельности. Появились новые образовательные практики.
Список выступающих
Презентации

 


8. «Формирование гражданских качеств учащихся с помощью воздействия образовательной среды в ориентирах ФГОС»

Руководитель: Андрей Борисович  Суслов, зав. каф.новой и новейшей истории России ПГГПУ, директор Центра гражданского образования и прав человека, д.и.н, профессор
В работе секции приняли участие 25 человек, все они говорили, что проблематика секции является очень актуальной, но что делать в направлении формирования личностных результатов и создания их диагностики педагоги мало представляют.
Выступления от площадки школы №94 было больше связано с метапредметными результатами, связанными с умением выражать свою позицию в публичном выступлении. Выступление ориентированное на достижение личностных результатов  сформированности основ толерантного поведения по отношению к людям другой национальности, вызвало много вопросов со стороны педагогов.
Важным представляется обсуждение того, с какими трудностями столкнулась апробационная площадка в школьном сообществе, после того как во время диагностики было выяснена  низкая ориентированность родителей на формирование гражданских ценностей. Оказалось, что мотивация родителей больше направлена на интеллектуальное развитие школьников и успешную сдачу ими экзаменов. Родители, в большинстве своем даже успешные, считают, что достижение личностных результатов в школе - не главное. Их можно достигнуть в семье. И если их даже не будет, они это примут как должное. Стать успешным можно только развитым интеллектуально, личностные результаты пока в школьном сообществе и учителями и родителями воспринимаются как вторичные.
Оторванность школы от реальной личности становится все больше и больше. Виртуальная реальность только усиливает эти процессы. Все это было отмечено в ходе обсуждений, которые прошли после основных выступлений.
Мнение участников сессии было однозначно в том, что необходимо
•    искать новые формы диагностики личностных результатов,
•    вести просветительскую работу с учениками и родителями,
•    изменять критерии оценивания качества образования,
•    ориентироваться на развитие «скрытого содержания» уклада школьной жизни.
Список выступающих
Презентации

 


9. «Управление введением ФГОС ООО на муниципальном уровне»

Руководители: Виктор РаульевичИмакаев, зав. каф.образовательных технологий высшей школы ПГНИУ, д. ф.н., Ольга Сергеевна Таизова, с.н.с. сектора стратегического планирования ИРО ПК.  
В работе секции приняли участие представители управлений образованием и методических служб муниципалитетов Пермского края.
Участниками работы секции было отмечено, что разработка и реализации образовательными учреждениями проектов и программ апробации тех или иных компонентов образовательного процесса, адекватного ФГОС – есть наиболее эффективное средство подготовки к введению стандарта. В  выступлениях были обозначены 2 возможных подхода по организации методического сопровождения инновационной деятельности школьных административно-педагогических команд: «проектный офис» и сетевой муниципальный проект, инициаторами которого является управление образованием (или метод. служба), а участниками – образовательные учреждения.
Список выступающих
Презентации


 

 

к списку мероприятий

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 14 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика